Согласно последнему анализу рынка, опубликованному компанией Airbus Helicopters, восстановление рынка газотурбинных вертолетов в 2022 году достигло скромных темпов, в основном за счет роста спроса на рынке гражданской и государственной авиации, а точнее в секторах частной и деловой авиации.
В целом заказы на вертолеты в прошлом году выросли всего на 2% и достигли 1082 единиц, но теперь европейская группа прогнозирует, что в течение следующих 20 лет будет поставлено более 16200 новых вертолетов общей стоимостью 120 млрд евро.
Объявляя финансовые результаты за 2022 год для группы Airbus 16 февраля, ее подразделение вертолетов сообщило о 19% увеличении прибыли до 639 млн евро ($684 млн) при выручке, которая выросла на 8%, до 7,1 млрд евро. Компания заявила, что эти показатели отражают рост доходов от услуг и «благоприятное сочетание» эффективности ее различных программ.
Хотя количество чистых заказов, оформленных в 2022 году, снизилось на 13% по сравнению с 2021 годом и составило 362 единицы, стоимость этих заказов выросла на 9% и составила 9,3 млрд евро. Стоимость портфеля заказов на 757 вертолета увеличилась на 16%, до 20,1 млрд евро.
Почти три четверти нового спроса, ожидаемого в течение следующих 20 лет, будут обусловлены заменой существующих вертолетов, и только 26% связаны с ростом парка. Глава отдела маркетинга Airbus Helicopters Дэвид Превор заявил журналистам на брифинге, что это знаменует собой изменение прошлых тенденций, которые показали, что рост глобального парка вертолетов является более сильным драйвером продаж.
Airbus объясняет эту тенденцию аномальным избытком предложения, вызванным тем, что операторы сохраняют недоиспользованные вертолеты во время пандемии Covid. Восстановление рынка в 2022 году сдерживалось экономической неопределенностью и инфляционным давлением, в значительной степени вызванным такими факторами, как украинский конфликт, что приостановило планы по покупке вертолетов в нескольких секторах.
В последнем квартале прошлого года наблюдалось снижение спроса, которое подорвало то, что могло бы быть более устойчивым восстановлением. Энергетический сектор является одной из сфер, в которых наблюдалось недостаточное инвестирование в новое оборудование: в 2022 году было поставлено всего 16 вертолетов, и теперь Airbus надеется, что эта тенденция начнет меняться из-за роста спроса на офшорные операции.
По прогнозу производителя на следующие 20 лет, на однодвигательные вертолеты будет приходиться 51% новых продаж (но всего 18% от общей стоимости сделок). Легкие двухдвигательные вертолеты займут 23% заказов (25% от общей стоимости), за ними следуют машины среднего размера и суперсредние/тяжелые вертолеты, на каждый из которых приходится 13% продаж (и соответственно 25% и 32% в стоимостном выражении). Ожидается, что класс легких двухдвигательных вертолетов будет иметь самые высокие темпы роста – 22%.
По данным Airbus, 55% мирового парка вертолетов, эксплуатируемого в 2022 году, останутся в эксплуатации до 2042 года. За 20-летний период, охватываемый прогнозом, компания ожидает, что общее количество вертолетов увеличится на 16%.
С географической точки зрения наибольший рост флота ожидается в Азиатско-Тихоокеанском регионе (33%), за которым следуют Африка и Ближний Восток (31%) и Латинская Америка (18%). Для сравнения, рынки Северной Америки и Европы в настоящее время считаются гораздо более зрелыми, хотя это единственные регионы, в которых активность уже вернулась к допандемическому уровню.
«Во время пандемии парк находящихся в эксплуатации вертолетов никогда не уменьшался», — пояснил Превор. «Эксплуатанты сохранили свои вертолеты, но сократили налет до такой степени, что производительность стала на 10% ниже, что привело к избыточному предложению».
В прошлом году общий налет гражданских и государственных полетов на вертолет увеличился на 7% по сравнению с уровнем 2021 года. Этот поворот был вызван сектором коммерческого воздушного транспорта с ростом на 18% и нефтегазовым сектором с ростом на 12%. Общий налет в мире в прошлом году увеличился на 10%, при этом самые высокие показатели восстановления были отмечены в Латинской Америке (27%), Азии/Австралии (21%) и Африке/Ближнем Востоке (20%).
В качестве еще одного индикатора коррекции рынка Airbus сообщил, что в 2022 году на рынке было 748 подержанных вертолетов. Это на 40% меньше, чем в 2020 году, когда на продажу было выставлено 1327 машин.