Пропускание света является основным требованием к окну в любой обстановке, но иллюминаторы в частных самолетах имеют еще большее значение. Они являются одним из наиболее важных факторов в авиационном дизайне, обеспечивая ощущение пространства, структуры и, конечно же, взгляд на внешний мир с высоты птичьего полета.
Производителям и дизайнерам необходимо найти очень сложный баланс: максимально увеличить давление в салоне и минимизировать лобовое сопротивление, при этом обеспечивая достаточное количество света. И это то, чему ранние авиаконструкторы научились на собственном горьком опыте, поскольку иллюминаторы самолетов еще на заре коммерческой авиации часто были источником проблем со структурной целостностью и безопасностью.
На самом деле первый в мире коммерческий авиалайнер, De Havilland DH 106 Comet, в конечном итоге был снят с эксплуатации из-за его идеально квадратных иллюминаторов с углами под углом 90 градусов и заклепками, которые оказались слабым местом. С тех пор все иллюминаторы самолетов были спроектированы без заклепок и с закругленными краями - даже те, которые на первый взгляд выглядят квадратными или прямоугольными - для уменьшения концентрации напряжений.
Сколько окон в частном самолете?
Количество иллюминаторов в салоне частного самолета зависит от размера и модели. В то время как сверхлегкие бизнес-джеты, рассчитанные на 4–6 человек, обычно имеют шесть или восемь иллюминаторов (по три или четыре с каждой стороны), легкие джеты, такие как Pilatus PC-24 или Phenom 300 имеют уже 12 и более иллюминаторов большего размера.
По мере того, как вы поднимаетесь вверх по размерному ряду, дополнительное пространство планера позволяет увеличить количество иллюминаторов: суперсредний Praetor 600 предлагает 14 окон, а тяжелый Legacy 600 — 22. В самых больших самолетах и переоборудованных авиалайнерах, например, Lineage 1000 и Boeing Business Jet, количество иллюминаторов доходит до 30 или 40 по всей длине их многозонных салонов.
Знаменитые овальные иллюминаторы Gulfstream
Когда дело доходит до визуального эффекта и характеристик иллюминаторов частного самолета, размер и форма так же важны, как и количество. Уникальные широкие овальные иллюминаторы самолетов Gulfstream делают их мгновенно узнаваемыми на перроне даже для обычных любителей авиации.
Знаменитый Gulfstream G650 имеет в общей сложности 16 эллиптических окон, по восемь с каждой стороны фюзеляжа, каждое из которых имеет огромную ширину 71 см. Они наполняют салон светом и позволяют каждому пассажиру наслаждаться захватывающим панорамным видом на мир, а оконные жалюзи и шторы управляются индивидуально через персональное устройство или блок управления рядом с креслом.
Световой люк Dassault в Falcon 6X
В то время как окна по бокам салона являются ожидаемой нормой, французский производитель Dassault впервые в отрасли создал световой люк в потолке кабины сверхдальнего Falcon 6X в дополнение к традиционным иллюминаторам.
Это обеспечивает дополнительный естественный свет в обычно тусклой зоне камбуза и, безусловно, создает фантастическое первое впечатление, когда пассажиры входят в эту зону самолета.
Конечно, инновации в дизайне иллюминаторов самолетов никогда не прекращаются, и некоторые футуристические концепты даже включают в себя частные самолеты без окон, где большие экраны внутри салона имитируют настоящие окна, проецируя живой взгляд на мир снаружи. Это дало бы огромное преимущество в виде снижения веса, аэродинамического сопротивления и расхода топлива.