Pilatus поставил 2000-й РС-12

Швейцарский производитель Pilatus Aircraft отметил очередную веху в своей истории, поставив 2000-й самолет РС-12. Обладателем юбилейного турбопропа стала американская компания  PlaneSense, которая сотрудничает с Pilatus с 1995 года и сейчас эксплуатирует 43 РС-12 и одиннадцать РС-24.

Игнац Гретенер, вице-президент подразделения бизнес-авиации Pilatus, прокомментировал: «Когда был запущен PC-12, казалось, что эта веха находится в далеком будущем. Вы должны отдать должное инженерам, которые разработали этот невероятно прочный планер, производственной команде, которая делает каждый самолет с выдающимся качеством, команде продаж, которая нашла так много рынков, стремящихся принять этот универсальный самолет, и команде поддержки, так преданное тому, чтобы держать их в воздухе. Мы особенно благодарны нашим владельцам за доверие к Pilatus и помощь, которая помогает нам постоянно улучшать PC-12, чтобы он лидировал на рынке год за годом. Секрет успеха PC-12 на самом деле вовсе не секрет. Мы постоянно прислушиваемся к нашим клиентам и стремимся предоставить им функции, возможности, а также технологии для поддержки критически важных для них задач. С каждым самолетом и каждым отдельным владельцем и оператором самолета Pilatus наша цель — постепенно становиться лучше».

Самолет Pilatus РС-12 представляет собой уникальную попытку соединения одного мощного турбовинтового двигателя с большим и вместительным планером совершенной конструкции. Первые разработки РС-12 начались в 1987 году на заводе Pilatus Aircraft в г. Штанс, а первый полет состоялся четырьмя годами позже. Затем самолет получил сертификаты типа Федерального управления гражданской авиации Швейцарии и Федерального управления авиации США в 1994 году, и началась его коммерческая эксплуатация. Первая модификация получила обозначение PC-12/41. Первые изменения произошли в 1996/97 году – максимальную взлетную массу (MTOW) увеличили с 4100 кг до 4500 кг. Эта модификация получила обозначение PC-12/45 и начала производиться с серийного номера 141. В 2006 году в самолет были внесены следующие улучшения: увеличили максимальную взлетную массу до 4740 кг, сделали новую форму винглетов, редизайн кресел пилотов, установили улучшенное LED-освещение в пассажирском салоне (для VIP-конфигурации), установили систему автоматического контроля крена и систему светодиодного навигационного освещения. Модификация стала называться PC-12/47 и начала производиться с серийного номера 684.

В Россию первые поставки РС-12 начались в конце 2007 года. В течение нескольких лет на территорию России поставили около 10 самолетов, которые использовались в качестве авиатакси. Выполнением перевозок занималась компания «Декстер» (Авиа Менеджмент Групп).

Одна из самых существенных модификаций произошла в 2008 году, тогда впервые был представлен PC-12 NG (Next Generation – следующее поколение). На всех предыдущих самолетах использовались аналоговые приборы в кабине пилотов, в то время как новая модель оснащена полностью интегрированной цифровой авионикой Honeywell Primus Apex с четырьмя большими дисплеями, включая два основных дисплея полета (PFD) и два многофункциональных дисплея (MFD).

Характеристики самолета улучшились еще и благодаря модифицированному двигателю Pratt & Whitney Canada PT6A-67P, который обеспечивает на 15% больше термодинамической мощности, чем его предыдущая версия 67B. Это увеличило крейсерскую скорость самолета на 58,5 км/ч и позволило увеличить скороподъемность до 585 м/мин. Также добавили цифровую двухзонную систему кондиционирования для повышения комфорта в кабине пилотов и пассажирском салоне, добавили полностью автоматическую цифровую систему контроля наддува в кабине, которая не требует участия пилота, и систему выработки и распределения электроэнергии. Производство самолетов NG началось с серийного номера 1000.

Следующих серьезных модификаций пришлось ждать достаточно долго – в 2016 году РС-12 NG был представлен c пятилопастным пропеллером и новыми материалами усовершенствованного обтекателя, благодаря которому удалось добиться повышенных аэродинамических показателей. Также для улучшения аэродинамики было изменено расположение некоторых антенн и ручки открывания дверей сделаны заподлицо. Новый пятилопастной пропеллер Hartzell помогает работе двигателя, сокращая время набора высоты примерно на 10%. Установка нового пропеллера, а также улучшение аэродинамических качеств самолета увеличило скорость самолета с 519 до 528 км/ч, а также ощутимо уменьшило шум от винта в пассажирском салоне.

Модификации 2016 года были первым этапом серьезных доработок самолета. Обновленная модель самолета начала выпускаться с 2020 года. Существенные изменения коснулись топливной системы, двигателя, авионики, системы кондиционирования. Для максимального комфорта пассажиров был полностью переработан дизайн салона и кресел, а также на 10% увеличены иллюминаторы. Теперь интерьер салона максимально приближен к реактивному РС-24. Как вы поняли речь идет о совершенно новом PC-12 NGX.

За годы модификаций и доработок PC-12 стал использоваться в широком спектре задач: от VIP-перевозок, авиатакси до грузовых перевозок и санитарной авиации, а также поисковых миссий. РС-12 – это многофункциональная платформа, которая в своем классе не имеет равных. Это единственный однодвигательный турбопроп, салон которого за считанные минуты трансформируется под задачи полета.

В настоящее время это самый продаваемый в мире турбовинтовой самолет бизнес-класса, который сертифицирован и эксплуатируется в более чем 60 странах мира.