Внимательные посетители, прибывавшие в аэропорт Женевы по пути на выставку EBACE 2023, могли заметить плакаты, предупреждающие о недопустимости деструктивного и оскорбительного поведения. Они были задуманы как предупреждение для путешественников, но в равной степени могли относиться и к экоактивистам, которые (временно) закрыли аэропорт после нарушения зоны статического показа. На трехдневном мероприятии большое внимание было уделено и другому виду сбоев – цепочкам поставок производителей.
Сбои в цепочках поставок производителей или усугубляются по сравнению с прошлым годом — и конца им не видно — или улучшаются и, вероятно, будут устранены к концу года — в зависимости от того, с каким производителем бизнес-джетов вы общаетесь. Компания Dassault была менее чем оптимистична в отношении быстрого решения проблем в цепочке поставок, влияющих на ее производство.
«Сегодня ситуация хуже, чем в прошлом году», — сказал Эрик Траппье, председатель и главный исполнительный директор Dassault Aviation, в интервью Corporate Jet Investor (CJI). После глобальной пандемии французский производитель с нетерпением ждал увеличения заказов, а затем началась российская спецоперация на Украине. «Мы столкнулись с ограничениями на материалы и в системе управления, а также с ростом цен на энергию здесь, в Европе, и это создало дополнительную напряженность в цепочке поставок».
В то время как Dassault признала проблемы с цепочкой поставок, производитель заявил, что предвидел и смягчил их, увеличив инвестиции на своих предприятиях по всей Франции — в Мериньяке, Биаррице и Секлене на севере страны.
Boeing Business Jets обращает особое внимание на влияние проблем с цепочками поставок на обновление флота. «Восстановление цепочки поставок после Covid было не таким надежным, как нам хотелось бы, — это хорошо известно в отрасли. Это, безусловно, влияет на поставки в ближайшем будущем», — сказал CJI директор Boeing по устойчивому развитию и маркетингу новых технологических продуктов Томас Сандерсон. «Я знаю, что наши конкуренты указали, что сталкиваются с аналогичными проблемами, поскольку у нас много общих цепочек поставок».
Но руководство Boeing по-прежнему исходит из того, что производитель выполнит цели на 2023 год, поставленные в начале года, хотя и с застойной фазой в течение лета.
Компания Gulfstream считает, что сбои в цепочке поставок устраняются. «Я думаю, что в ближайшие шесть-девять месяцев ситуация в отрасли немного улучшится», — сказал CJI Марк Бернс, президент Gulfstream. «Я вижу уровень приверженности компаний, с которыми мы имеем дело, и их ресурсам, а также у них есть перспективные планы. Это позволяет нам увеличивать объемы производства так, как нам бы хотелось».
По его словам, первоначально задача заключалась в обеспечении безопасности электроники и элементов, используемых в конструкции самолетов, таких как клеи, а позже перешли к механическим системам. В условиях пандемии производитель принял философию «на всякий случай» вместо «точно в срок». «В некоторых случаях мы предварительно заказываем запасы у поставщиков на два года вперед, чтобы убедиться, что они чувствуют себя комфортно наращивая свою базу поставщиков и нанимая сотрудников, на фоне получения долгосрочных обязательств». По словам Бернса, Gulfstream накопила значительные запасы, идущие из Covid, на сумму около $1 млрд только для послепродажной поддержки. «Итак, я думаю, что мы пережили этот шторм немного лучше, чем большинство».
Bombardier соглашается с тем, что с начала пандемии ландшафт цепочки поставок изменился. По словам Марка Маслуча (Mark Masluch), старшего директора по коммуникациям Bombardier, задача изменилась от перемещения крупных деталей на взаимодействие с поставщиками производителя первого, второго и третьего уровня для обеспечения непрерывности поставок. «Мы привлекли специалистов по цепочке поставок и внедрили их в работу с нашими поставщиками, поэтому мы не оказываемся в конце очереди [в случае возникновения проблем]», — сказал он. «Это первая перспектива: понимать проблемы цепочки поставок на раннем этапе и поддерживать наших поставщиков».
Это прямое взаимодействие с поставщиками принимало самые разные формы: от помощи отдельным компаниям в решении определенных проблем до приобретения всего бизнеса. В прошлом году Bombardier купила американский бизнес по производству авиационных и аэрокосмических компонентов Schrillo, чтобы обеспечить бесперебойную работу своих производственных линий.
Еще одной полезной стратегией оказалось увеличение товарных запасов производителей. По его словам, по мере роста производства в Bombardier увеличиваются и запасы. «Управление цепочкой поставок стало командным видом спорта», — сказал нам Маслуч. «Каждая ситуация требует своего решения».
Итак, будут ли сбои в цепочках поставок усиливаться или уменьшаться в течение года? Траппье из Dassault считает, что отрасль достигла пика сбоев, но не совсем ясно, когда эта проблема будет решена. «Сейчас мы находимся в максимальной фазе и вернемся к нормальной фазе в ближайшие месяцы или годы — пока рано говорить». Но он добавил, что сбои в цепочке поставок затрагивают всю авиационную отрасль.
Бернс из Gulfstream и Сандерсон из Boeing Business Jets придерживаются более оптимистичных взглядов. «Краткосрочные проблемы с поставками можно решить в течение года». Производители будут продолжать увеличивать производственные цели, чтобы поддерживать обязательства, взятые на себя перед деловыми и коммерческими клиентами.