NASA завершает свой экспериментальный проект полностью электрического самолета X-57 без запуска летного прототипа, сославшись на нехватку времени для решения технических проблем.
Но агентство по аэронавтике США настаивает на том, что с помощью проекта, который начнет закрываться в конце сентября, получены ценные результаты исследований в области электрических двигателей, электромагнитных помех и процессов поддержания летной годности. «Цель заключалась не в разработке прототипа, а в разработке испытательной платформы для технологий и методов проектирования», - говорит NASA.
В 2016 году представлен самолет X-57 Maxwell, один из серии демонстрационных самолетов X-plane. Названный в честь ученого Джеймса Максвелла, он был разработан как модифицированный Tecnam P2006T, который оснащен 14 электродвигателями с питанием от аккумуляторов. В их число входили 12 винтов для увеличения подъемной силы на низких скоростях, которые складывались для уменьшения сопротивления, когда в этом не было необходимости.
NASA признает, что закрытие программы «не будет включать в себя первый полет», добавив, что проект столкнулся с «несколькими проблемами безопасного полета» — среди них недавно возникшие механические проблемы, а также отсутствие критических компонентов для экспериментального оборудования. «Учитывая приближающееся запланированное завершение полетов самолетов, сроки не позволят команде достичь приемлемых условий полета», — добавляет агентство.
Но NASA утверждает, что X-57 позволил совершить «революционное развитие» в нескольких областях, включая аккумуляторную технологию и круиз-контроль двигателей. В результате проекта исследователи задокументировали технологические пробелы, а также решения, чтобы продвинуть их применение в будущих программах.
Исследователи X-57 решили проблему перегрева литий-ионных аккумуляторов, разработав аккумуляторную систему, которая обеспечивала бы безопасное питание самолета на протяжении всего запланированного профиля полета. Конструкция также позволила избежать теплового разгона, предотвратив цепную реакцию в аккумуляторных элементах. Электромагнитные помехи, влияющие на бортовые системы, привели к разработке специальных фильтров.
Исследовательская документация показывает, что увеличение подъемной силы на низкой скорости позволило уменьшить площадь крыла X-57 до 42% от площади крыла P2006T, что, по оценкам NASA, позволило бы самолету на крейсерском полете расходовать менее трети энергии базового самолета. Целевая крейсерская скорость составляла 0,233 Маха на высоте 8000 футов.
Также были проанализированы различные другие аспекты конструкции X-57, в том числе его поведение на земле.
NASA заявляет, что работа над X-57 повлияет на подходы к сертификации электрических двигателей на развивающемся рынке электрических самолетов.