Средний бизнес-джет Cessna Citation 560XL имеет 25-летнюю историю: первая модель была сертифицирована в апреле 1998 года. За это время было поставлено более 1000 самолетов 560XL, причем этот бизнес-джет пользовался особым успехом у долевых владельцев и чартерных операторов. 560XL — один из самых часто летающих самолетов Citation: каждые две минуты взлетает или приземляется один такой джет.
На выставке EBACE 2023 компания Textron Aviation представила макет последней эволюции этой линейки — Cessna Citation Ascend, и недавно объявила, что, учитывая уже «большой спрос», самолет, как ожидается, поступит в эксплуатацию в 2025 году.
Основанный на планере 560XL, Ascend объединяет многие функции Citation Latitude и Citation Longitude, включая общую кабину экипажа Garmin G5000. Textron утверждает, что это важно для тех, кто эксплуатирует смешанные парки бизнес-джетов Citation. Чтобы облегчить клиентам путь к своей линейке продуктов, Textron планирует внести изменения в сертификацию типа 560XL, чтобы пилоты могли перейти на Ascend, пройдя небольшой курс переобучения.
Последнее поколение 560XL было представлено совсем недавно, в октябре 2021 года, как Cessna Citation XLS Gen2, и прошло сертификацию в мае 2022 года. Ascend включает в себя множество внутренних разработок Gen2, но с ключевыми отличиями, включая плоский пол, новый дизайн кресел и многое другое.
Как и во всех своих разработках, Textron Aviation позаботилась о том, чтобы узнать мнение владельцев, пилотов, механиков и пассажиров, имеющих опыт эксплуатации этой серии. Общение с консультативными советами клиентов проводились как в США, так и в Европе, на большом рынке для данного типа.
«Мы поставляем более 50% наших самолетов 560XL за пределы США», - комментирует Кристи Таннахилл, старший вице-президент по работе с клиентами Textron Aviation. «Каждый третий самолет в Европе — самолет Citation. Так что это всего лишь еще одно достижение, которое гарантирует, что мы действительно сосредоточимся на этом рынке».
Ключевые особенности бизнес-джета стоимостью $16,725 млн включают авионику Garmin G5000, автомат тяги, более мощные двигатели Pratt & Whitney Canada (P&WC) PW545D, более высокую максимальную взлетную массу и полезную нагрузку, увеличенную дальность полета, плоский пол и другие удобства в салоне. Пол с углублением на 560XL, хотя и обеспечивает больше места над головой, противоречит тенденции плоского пола в современном дизайне бизнес-джетов. В случае с Ascend инженеры не вносили никаких изменений во внешние размеры фюзеляжа, чтобы приспособить его к плоскому полу, но, по сути, заполнили углубление и переместили некоторые системные компоненты, чтобы внести эти изменения.
Дизайнеры также создали для Ascend новые кресла, которые используют преимущества плоского пола, предоставляя пассажирам больше места для перемещения сидений и нахождения более удобных положений. Консультативный совет клиентов помог повлиять на изменения дизайна, которые включают в себя розетки на каждом месте — в общей сложности три стандартных универсальных розетки и 19 USB-портов для зарядки — и беспроводную зарядку для телефона.
Конечно, ровный пол уменьшает высоту салона Ascend на восемь дюймов по сравнению с предыдущим центральным углублением в 560XL. Высота салона Ascend составляет 60 дюймов, а у порога, где расположена входная дверь, — 63 дюйма. От входа пассажиры поднимаются по небольшой трехдюймовой рампе в главный салон.
Покупатели могут выбрать стандартное ковровое покрытие или опцию каменного пола. Наряду с менее тесным видом, обеспечиваемым плоским полом, иллюминаторы Ascend на 15% больше, с более гладким и закругленным профилем сверху и снизу. Модернизированные сиденья с эргономичным дизайном регулируются с помощью электропривода и имеют двойные подлокотники, которые складываются в спинку сиденья. Два клубных сиденья могут перемещаться более чем на фут по своим направляющим. Покупатели могут выбрать подставки для ног, электрически управляемую поясничную опору, индивидуальную стеганую прошивку и индивидуальный пошив. В туалете имеются каменные столешницы, а пол может быть покрыт камнем или виниловым материалом. В стандартную комплектацию входит ковровое покрытие.
Типичная девятиместная компоновка включает два сиденья напротив входной двери, четырехместную клубную зону отдыха, затем два сиденья, обращенные вперед, и одно трансформируемое сиденье в туалете. В салоне могут разместиться до 12 человек. Спинки сидений можно разложить, образуя ровные спальные места. В кормовой каюте находится центральный шкаф.
Инженеры Textron Aviation улучшили уровень шума в салоне Ascend, используя передовые материалы, что сделало его намного тише, чем предыдущие модели 560XL. По словам представителей компании, уровень шума в салоне будет таким же, как в современном автомобиле. Система управления кабиной Clairity от производителя позволяет пассажирам по беспроводной связи управлять освещением салона, температурой, шторами на окнах и развлекательной системой.
Для связи в полете на Citation Ascend установлена система Gogo Avance L-3 Max «воздух-земля» для США и частичного покрытия над Канадой. Опции включают высокоскоростную систему Avance L-5 и спутниковую связь Cobham Aviator 300 Inmarsat SwiftBroadband для использования Интернета и голосовых вызовов за пределами США.
Новые двигатели P&WC 545D обеспечивает бóльшую тягу и улучшенную топливную экономичность, чем предыдущие версии. По данным Textron Aviation, изменения включают в себя более эффективный компрессор высокого давления, усовершенствованный модуль одноступенчатой турбины высокого давления и модернизированный смеситель выхлопных газов.
Система автомата тяги Woodward интегрирована с авионикой Garmin, чтобы снизить нагрузку на пилота, особенно в оживленном воздушном пространстве. Это такая же система автоматической тяги как и на Latitude и Longitude, поэтому все три самолета будут использовать одни и те же системы авионики, что, по словам Textron Aviation, «важная функция для клиентов, которые эксплуатируют несколько самолетов Citation».
В дополнение к автомату тяги, функции G5000 в Ascend включают три 14-дюймовых дисплея сверхвысокого разрешения с возможностью разделения экрана и синтетическим зрением; четыре сенсорных контроллера; автопилот с защитой от выхода за пределы допустимых режимов полета; спутниковая связь Garmin GSR 56 Iridium для голосовых вызовов и обмена сообщениями для летного экипажа; радар Garmin GWX 8000 StormOptix с технологией обнаружения и предупреждения погоды; и вторая спутниковая связь Iridium для связи и операций CPDLC и FANS 1/A.
Хотя окончательные технические характеристики еще не доступны, предварительные данные Textron Aviation предполагают дальность полета в 1900 морских миль на высокой крейсерской скорости с четырьмя пассажирами по сравнению с 1750 морскими милями у XLS+. Максимальная крейсерская скорость в 441 узел и дальность полета в 2100 морских миль, как и время набора высоты FL450 за 30 минут, такие же как и у предшественника.
Новая максимальная взлетная масса составляет 20 500 фунтов, что на 300 фунтов больше, чем у XLS+. Максимальный вес без топлива увеличился на 400 фунтов до 15 500 фунтов, а максимальная полезная нагрузка выросла с 2240 фунтов до 2390 фунтов. При более высокой взлетной массе длина взлетной дистанции Ascend почти такая же, как у XLS+, всего на 60 футов больше. Посадочная дистанция составляет 3220 футов для Ascend против 3180 футов для XLS+.
Одной из популярных особенностей XLS является его вспомогательная силовая установка (ВСУ), а для Ascend она была модернизировала до необслуживаемой ВСУ Honeywell RE100 [XL], которая позволяет обогревать и охлаждать салон на земле. Эта ВСУ имеет функции самоконтроля и добавлено обнаружение утечек.
Textron Aviation ожидает, что интервалы технического обслуживания Ascend составят 18 месяцев или 800 часов, а двигатель PW545 будет иметь более длительный межремонтный ресурс в 6000 часов и 3000 часов для проверки горячей секции. Двигатель будет контролироваться с помощью Fast box от P&WC, а Ascend также будет оснащен системой сбора данных Ares от Textron Aviation для мониторинга полетных данных и устранения неполадок.