5 сентября Отдел по расследованию авиационных происшествий Великобритании (AAIB) опубликовал подробный отчет о крушении вертолета AW169 на стадионе футбольного клуба «Лестер Сити» в октябре 2018 года.
Катастрофа унесла жизни всех пятерых находившихся на борту: тогдашнего владельца и председателя «Лестер Сити» Вичая Шривадданапрабхи, пилотов Эрика Сваффера и Изабелы Розы Лехович, а также Кавепорна Пунпаре и Нусары Сукнамаи.
Подробный 209-страничный отчет вызывает серьезные опасения по поводу безопасности разбившегося вертолета и действий производителя, итальянской транснациональной компании Leonardo SpA. В отчете изложена трагическая последовательность сбоев и отказов. Эти сбои привели к отключению системы управления рулевым винтом вертолета, и он вышел из-под контроля.
Из отчета ясно, что пилот ничего не мог сделать, чтобы предотвратить катастрофу.
AAIB смог определить источник катастрофического отказа и крушения. Произошло заклинивание критически важного сдвоенного подшипника, который соединял вал управления, идущий по всей длине хвостового оперения, с лопастями несущего винта. Заклинивание подшипника произошло в результате усталости, растрескивания, точечной коррозии, сдвига, трения, деградации смазки и выделения тепла.
В отчете указаны явные недостатки Leonardo, в том числе перечисленные ниже бездействия, которые привели к заклиниванию подшипника и трагической катастрофе:
- Не предоставление критически важных результатов летных испытаний компании, изготовившей сдвоенный подшипник, чтобы подтвердить, что выбранный ими подшипник действительно пригоден для использования в рулевом винте. Если бы Leonardo поделилась результатами, этот подшипник, возможно, не был бы выбран.
- Нет требования регулярного осмотра критически важных деталей, выведенных из эксплуатации (например, сдвоенного подшипника), для подтверждения того, что они находятся в том состоянии, в котором ожидалось, исходя из их конструкции. Если бы Leonardo сделала это, она бы обнаружила, что подшипники повреждены сильнее, чем ожидалось, и должна была бы прийти к выводу, что необходимо изменить первоначальную конструкцию.
- Не в полной мере учтены возможные меры по снижению и смягчению рисков для сдвоенного подшипника, который Leonardo на этапе проектирования определила как критический компонент. В докладе отмечается, что Leonardo признала, что выход из строя подшипника может привести к гибели нескольких пассажиров на борту. Если бы она включили одну из этих мер по смягчению последствий, просто изменив направление резьбы ключевого компонента, вполне вероятно, что тяжесть аварии была бы уменьшена, и все находящиеся на борту могли бы остаться живы.
Бывший владелец «Лестер Сити» Вичай Шривадданапрабха приобрел, по его мнению, современный вертолет. Невыполнение Leonardo ключевых мер, выявленных в отчете AAIB, вызывает серьезные вопросы о безопасности вертолетов компании.
Семьи троих погибших в авиакатастрофе – Вичая Шривадданапрабхи, Эрика Сваффера и Изабелы Лехович – наняли компанию Stewarts, ведущего специалиста по судебным разбирательствам. Семья Вичая Шривадданапрабхи сейчас рассматривает возможность иска против Leonardo. В Италии уже начался судебный процесс от имени семей Эрика и Изабелы.
Эрик и Изабела были признаны и уважаемы во всей мировой авиационной отрасли за образцовое мастерство пилотирования. Оба также были квалифицированными инструкторами и экзаменаторами по ряду воздушных судов. Большую часть своей карьеры Эрик посвятил лоббированию и консультированию по вопросам безопасности в вертолетной отрасли.
Отчет, вне всякого сомнения, подтверждает, что ни Эрик, ни Изабела ничего не могли сделать, чтобы предотвратить эту катастрофу. В отчете AAIB подчеркивается, что эффективное управление вертолетом было невозможно из-за потери рулевого винта. Для семей, которые всегда считали, что это так, для памяти Изабелы и особенно Эрика, который пилотировал вертолет, было важно, чтобы их имена были очищены от любой возможной причастности к аварии.
Питер Нинан, партнер авиационной команды Stewarts, прокомментировал: «Этот отчет — пугающая история об упущенных возможностях. Отчет подтверждает, что производитель вертолета Leonardo во время проектирования неточно смоделировал силы, воздействующие на вертолет, не предоставил правильную информацию производителю подшипников, затем не измерил силы, фактически воздействующие на вертолет, не задействовал производителя подшипников для проверки своих предположений, несмотря на отсутствие программного обеспечения, необходимого для моделирования сил, воздействующих на подшипники, не выполнил требования по регулярному осмотру этих подшипников для выявления и замены их из-за износа до возникновения риска заклинивания, а также не требовал проверять выведенные из эксплуатации подшипники, чтобы убедиться, что их проектные предположения верны».
«Все это было сделано в обстоятельствах, когда Leonardo осознавала, что сдвоенный подшипник является критически важным компонентом и что отказ этого компонента может иметь катастрофические последствия для вертолета и, вероятно, приведет к гибели находящихся на борту людей. Тем не менее, несмотря на предупреждение, они также не приняли достаточных мер по смягчению последствий в рамках более широкой системы управления рулевым винтом, чтобы избежать катастрофической потери управления вертолетом из-за такого отказа. Некоторые из этих мер были бы такими же простыми, как изменение направления резьбы на компонентах – мера, которую они уже реализовали на более раннем варианте подобного вертолета, AW139. Это была катастрофа, которая ждала своего часа».