Среднеразмерный Citation Excel – самый продаваемый бизнес-джет – по-прежнему доступен для покупки в новом, заводском исполнении по названием Ascend. Но неудивительно, что команда бывших руководителей Cessna Citation заняла небольшую часть рынка подержанных самолетов Excel и создала обновленную версию Citation Excel Eagle, заполнив нишу для покупателей, которым нравится самолет, но которые не хотят тратить $17 млн на новейшую версию.
Хотя Excel Eagle является новым с точки зрения авионики, интерьера, окраски и некоторых других функций, он по сути имеет бывший в эксплуатации планер и двигатели, но пакет модификаций продлевает срок службы Excel на ближайшие десятилетия. В конце концов, бизнес-джеты очень мало летают в корпоративных целях. Даже некоторые планеры с большим налетом, полученные от операторов флота, наработали относительно немного часов по сравнению с самолетами, эксплуатируемыми авиакомпаниями. Другими словами, в Excel всех типов осталось еще много жизни.
Заметное различие между Ascend и остальным парком самолетов Excel заключается в том, что новая модель имеет плоский пол, что фактически снижает внутреннюю высоту салона. Таким образом, для более высоких пассажиров отремонтированный Excel с выемкой в полу будет более удобным, что еще больше усилит привлекательность таких программ, как CitationPartners Excel Eagle. Есть еще одно ключевое отличие между Ascend и более ранними моделями — это система автоматического тяги у Ascend. Предположительно, Garmin могла бы в какой-то момент сертифицировать автоматы тяги для обновленных Excel с G5000, но этого пока не произошло.
Программу Eagle запустили Расс Мейер, его сын Расс Мейер III, Гэри Хэй и Джо Хепберн. Старший Мейер был председателем Cessna в течение 32 лет (ныне почетный председатель) и является председателем CitationPartners. Расс Мейер III, президент CitationPartners, руководил программами Citation CJ3 и Mustang. Роли Хэя в Cessna включали международный маркетинг, продажи и поддержку клиентов, и он сменил Мейера на посту генерального директора в 2000 году. Хепберн также играл значительную роль в программе CJ3 и руководил поддержкой продукции и бизнес-подразделением поршневых самолетов.
«Мы все участвовали в разработке Excel», - сказал Хэй, пояснив, что опыт команды основателей и поставщиков, которых они организовали для проекта, привели к появлению названия CitationPartners.
Textron Aviation хорошо осведомлена о программе Eagle, пояснил Хепберн. Фактически, CitationPartners даже использует старый логотип Cessna с тремя вымпелами из поршневого прошлого производителя. «Противодействия было очень мало», - сказал он. Кроме того, Textron Aviation получает выгоду от владельцев Excel Eagle, которые участвуют в программе почасовой оплаты запчастей ProParts, не говоря уже о предоставлении сервисных центров для работы с Eagle. «Если вам нужна заводская поддержка, вы можете ее получить. В этом преимущество для нас обоих».
Команда CitationPartners не занимается работой над самолетом, хотя Хепберн использует свой опыт технического обслуживания при исследовании самолета клиента, чтобы убедиться, что он соответствует требованиям Eagle. В то же время он может оценить статус проверки, чтобы убедиться, что все ближайшие работы выполняются одновременно, чтобы клиенту не пришлось привозить самолет для проверки или технического обслуживания вскоре после поставки.
«Мы можем поставить его без каких-либо серьезных проверок в течение года», - сказал Хепберн. Некоторые проверки могут быть отложены за дополнительную плату, но в целом гораздо дешевле выполнять работу, пока самолет находится на стоянке для модернизации Eagle.
Для работ по модернизации Eagle компания заключила контракт с Yingling Aviation в национальном аэропорту Эйзенхауэр в Уичито. Сюда входит пакет авионики Garmin G5000, индивидуальный интерьер, техническое обслуживание и проверки для регистрации в программе ProParts, а также полная разборка и перекраска.
После выполнения работ CitationPartners нанимает местных пилотов-испытателей, которые будут тестировать Excel и отмечать любые несоответствия. Члены команды компании контролируют всю работу, и после того, как самолет готов, летчики-испытатели проводят финальные летные испытания в рамках подготовки к сдаче.
В настоящее время в эксплуатации находятся еще более 1100 самолетов Excel и XLS, которые могут пройти обновление Eagle. CitationPartners и Yingling могут выполнять до двух обновлений в месяц, поскольку технические специалисты Yingling стали более эффективными и сократили время преобразования Eagle с пяти до четырех месяцев. «Мы думаем, что темпы увеличатся», - сказал Расс Мейер. «Мы знаем, кому принадлежит каждый Excel».
Полная модернизация Citation Eagle стоит $1,55 млн, включая авионику, интерьер и покраску, а также ремонт на сумму до $25000, если это необходимо. Garmin G5000 весит примерно на 200 фунтов меньше, чем авионика Honeywell, которую она заменяет, но наблюдается «скромное» увеличение полезной нагрузки примерно на 50 фунтов из-за необходимости установки балласта в носовой части для сохранения исходного веса и баланса. Владельцы Eagle могут использовать симулятор FlightSafety уровня D для Excel, оснащенного G5000, в учебном центре в Уичито, штат Канзас, для изучения различий и периодического обучения.
У клиентов есть несколько вариантов интерьера своего Eagle, включая три уровня оснащения: спортивный, классический или индивидуальный. У каждого пассажира есть розетка USB-A и -C. Клиент может выбрать из множества дополнительных надстроек, таких как отображение/движущаяся карта Airtext на перегородке или система связи «воздух-земля» Avance L3 или L5 от Gogo Business Aviation.
Особенности интерьера включают новую облицовку, ковровое покрытие, боковые стенки, шторы на окнах, модернизированные сиденья и индивидуальную обшивку.
В самом начале своей деятельности CitationPartners планировала покупать Excel, а затем обновлять их и перепродавать. Так было и с первыми шестью Excel Eagle, купленными у Textron Aviation. Но сейчас любые модели Excel становится все труднее найти, и на рынке их мало. Последние три Eagle были самолетами владельцев.
«Мы хотели бы приобрести их, когда они станут доступны по реалистичной цене», - сказал Мейер-старший. «Мы видим некоторое смягчение на рынке».
«Люди цепляются за них», - сказал Хэй, и поэтому они являются идеальными потенциальными клиентами, которые снова могут сделать свои самолеты как новые.
«Если мы найдем подержанный самолет, который появится на рынке, мы, возможно, присмотримся к нему», - сказал Мейер III. «Сейчас их не так много, рынок Excel очень силен».
Еще одной привлекательностью программы Eagle является рост стоимости обновленного самолета, что подтверждает Vref Aircraft Value Reference. «Трансформация того стоит. Vref увеличивает стоимость на $1,9 млн, так что с финансовой точки зрения это хорошая сделка. Это почти заставляет Eagle окупить себя», - сказал Мейер III.