Демонстратор EcoPulse совершил первый полет в гибридно-электрической конфигурации

EcoPulse, самолет-демонстратор гибридно-электрических технологий, совместно разрабатываемый Daher, Safran и Airbus, начал летные испытания. Во вторник партнеры объявили, что первый полет прототипа состоялся 29 ноября: переоборудованный Daher TBM 910 вылетел из аэропорта Тарб на юго-западе Франции и выполнил 100-минутный полет.

Во время полета экипаж включил электрические пропеллеры и проверил исправность компьютера управления полетом, высоковольтного аккумуляторного блока, распределенной электрической силовой установки и гибридного электрического турбогенератора. Летные испытания должны подтвердить результаты ранее проведенных наземных тестов, а также 10-часовых летных испытаний, проведенных без использования электроэнергетической двигательной установки в мае и июне.

Safran отвечает за интегрированные двигатели/подруливающие устройства, а также за турбогенератор, сочетающий в себе газотурбинный двигатель и генератор. Французский двигателестроитель также разработал блок распределения и выпрямления электроэнергии EcoPulse, который защищает высоковольтную сеть, а также силовые электрические жгуты.

Airbus разработал аккумуляторную батарею с высокой плотностью энергии, рассчитанную на напряжение 800В постоянного тока и обеспечивающую мощность 350 киловатт. Европейский авиастроитель также внес аэродинамические и акустические модификации в опытный самолет TBM910, а также разработал компьютер управления полетом.

Партнеры представили программу EcoPulse четыре года назад на Парижском авиасалоне в июне 2019 года. В рамках усилий по декарбонизации авиации проект поддерживается французским исследовательским советом гражданской авиации CORAC, авиационным регулятором DGAC и планом восстановления экономики правительства France Relance. Он также получил некоторое финансирование от Европейского Союза.

Программа призвана продемонстрировать, как новая архитектура двигательной установки, использующая один независимый источник электроэнергии, может поддерживать работу нескольких электродвигателей. В ходе демонстрационной работы будут оценены эксплуатационные преимущества интеграции гибридно-электрической распределенной силовой установки для снижения выбросов углекислого газа и шума.

В марте Daher подтвердила, что к 2027 году планирует предложить гибридно-электрические версии своего семейства самолетов TBM. «Летная кампания предоставит Daher бесценные данные об эффективности бортовых технологий, включая распределенную двигательную установку, высоковольтные батареи и гибридно-электрическую двигательную установку», - сказал главный технический директор Daher Паскаль Лагерр. «Мы работаем над объединением практических и важных ноу-хау в области проектирования, сертификации и эксплуатации, чтобы сформировать наш путь к более экологичным самолетам будущего».

В портфолио устойчивой авиации Airbus входят eVTOL CityAirbus NextGen и планы по созданию авиалайнеров с водородными двигателями в рамках программы ZeroE. «Батареи с высокой плотностью энергии будут необходимы для сокращения выбросов углекислого газа в авиации, будь то легкие самолеты, перспективные аппараты воздушной мобильности или большие гибридные электрические самолеты», - прокомментировала главный технический директор группы Сабина Клауке. «Такие проекты, как EcoPulse, являются ключом к ускорению прогресса в области электрических и гибридно-электрических полетов и краеугольным камнем нашей цели по декарбонизации аэрокосмической отрасли в целом».