Первый Falcon 6X, поступивший в эксплуатацию и ставший демонстратором, начнет кругосветное турне, чтобы предоставить нынешним и потенциальным клиентам возможность из первых рук «познакомиться с его долгожданным большим салоном», - отмечается в релизе французского производителя.
Falcon 6X введен в эксплуатацию 30 ноября. Сертификат типа EASA и FAA был получен в августе текущего года. С тех пор обновления, применявшиеся после сертификации, требовали одобрения EASA.
Первый демонстрационный самолет 6X полетит в Европу, чтобы начать мировое роуд-шоу для клиентов. Затем тур продолжается в Азии, Америке и далее. Поставки клиентам начнутся в ближайшее время.
Процесс сертификации был очень сложным, сообщил председатель и генеральный директор Dassault Aviation Эрик Траппье, пояснив, что Falcon 6X стал первым новым самолетом, прошедшим сертификацию после двух катастроф Boeing 737 Max со смертельным исходом. Аварии, произошедшие в октябре 2018 года и марте 2019 года, заставили задуматься о целостности процесса сертификации для обеспечения безопасности «в США, даже в Европе и остальном мире», сказал он.
Проект двухдвигательного бизнес-джета с дальностью полета 5500 морских миль был запущен в феврале 2018 года, его выкатка из цеха сборки состоялась в декабре 2020 года, а первый полет – в марте 2021 года. Максимальная эксплуатационная скорость самолета составляет 0,90 Маха. Его двигатель Pratt & Whitney Canada PW812D в прошлом году получил одобрение FAA, EASA и Transport Canada.
Falcon 6X вводится в эксплуатацию в неспокойной обстановке, на фоне растущей критики авиации, особенно бизнес-авиации, в отношении воздействия на окружающую среду в Европе, ограничений в цепочке поставок и нестабильного уровня заказов.
Dassault не раскрывает данные о продажах по моделям самолетов, но за первые шесть месяцев 2023 года французский производитель получил заказы всего на 12 бизнес-джетов, что составляет менее трети от 41 Falcon, проданных за аналогичный период прошлого года. «2022 год у нас был очень хороший с точки зрения продаж: было получено 64 заказа», - отметил Траппье. «Теперь пополнение портфеля немного медленнее. Постковидный подъем, наблюдавшийся в 2022 году, начал замедляться в последнем квартале 2022 года, и это замедление продолжилось в первой половине этого года».
«Страх перед рецессией, возникший в конце прошлого года, может стать источником беспокойства для нашего бизнеса», - заявил руководитель Dassault Aviation. «Когда наше подразделение [Falcon] преуспевает, экономика преуспевает. Когда дела у нас идут не так хорошо, у некоторых людей возникают опасения по поводу мировой экономики».
Тем не менее Траппье надеется, что продажи Falcon увеличатся, как только 6X будет введен в эксплуатацию. «Будет демонстратор, и потенциальные клиенты смогут оценить 6X в полете, и это определенно увеличит продажи 6X», - сказал Траппье во время презентации результатов компании за первое полугодие. В США клиенты обычно откладывают покупку до тех пор, пока не смогут протестировать самолет, отметил он. Европа и США являются крупнейшими рынками Falcon, при этом Азия быстро развивается.
Несмотря на слабые результаты в первом полугодии, которое, по словам Траппье, было отмечено «продолжающейся [сложной] ситуацией в цепочке поставок» и трудностями, связанными с набором персонала, Dassault Aviation сохраняет прогноз по поставкам на 2023 год и рассчитывает передать клиентам 35 самолетов Falcon, по сравнению с 32 бизнес-джетами в 2022 году и 30-ю – в 2021 году. «Эта ситуация влияет на разработку и производство наших самолетов, которое нам необходимо нарастить, чтобы выполнить свои обязательства», - признал он. За первые шесть месяцев этого года компания поставила девять самолетов Falcon по сравнению с 14-ю в первой половине 2022 года.