Производство вертолетов гражданского назначения в России в 2023 г.

Согласно заявлению руководства холдинга «Вертолеты России», на предприятиях холдинга планировалось построить в 2023г. немногим более 100 винтокрылых машин гражданского назначении, но по разным причинам, в частности, из-за нехватки двигателей было произведено около 70 вертолетов. Проведение в течение двух лет СВО внесло свои коррективы.

Вертолеты гражданского назначения строились в основном на трех заводах холдинга «Вертолеты России»: ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ), АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (У-УАЗ) и АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП)».

ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ)

По официальным заявлениям, КВЗ на ближайшие годы обеспечено полностью. Еще в 2022 г. было афишировано, что план казанского предприятия на 2023 г. – 120 вертолетов, а на 2024 г. – 125 машин. По другой информации, в 2022 г. и 2023 г. планировалось выпустить 111 и 106 машин соответственно, что ближе к действительности.

Основная продукция Казанского вертолетного завода (КВЗ) для гражданских заказчиков – это многоцелевые винтокрылые машины Ми-8МТВ-1. Экспортный вариант имеет обозначение Ми-17-1В. Это вертолет широко известного семейства Ми-8.

В 2022-2023 гг. осуществлялось выполнение контрактов на поставку 26 вертолетов марки Ми-8МТВ-1, из которых 12 машин было передано заказчикам в 2022 г., еще 14 машин передали авиакомпаниям в 2023 г.

В прошедшем 2023 г. руководство КВЗ намечало начать выпуск усовершенствованной импортозамещенной модели легкого вертолета «Ансат-М», оснащенного двумя отечественными двигателями ВК-650В. Сейчас ведутся их летные испытания двигателя. Планируется после завершения летных испытаний изготовить около 100 вертолетов марки «Ансат-М».

В 2024 г. намечено получить сертификат типа на ТВД ВК-650В – российский аналог канадского ТВД PW-207K. Серийное производство мотора ВК-650В, предназначенного для отечественных многоцелевых и специальных вертолетов взлетной массой до 4 тонн, планируется развернуть в 2024 г.

В конце декабря прошедшего 2023 г. КВЗ передал в рамках контракта в лизинг 9 вертолетов «Ансат» для заказчика – Национальной службы санитарной авиации (НССА).

Холдинг «Вертолеты России» поставил в 2023 г. в Зимбабве 18 вертолетов «Ансат», оснащенных двумя турбовальными двигателями (ТВД) PW-207K канадской компании «Пратт-Уитни Кэнэда». Зимбабвийский информационный ресурс ZimLive.com сообщил, что страна заказала 32 вертолета «Ансат», за которые правительство африканской страны заплатит в общей сложности $320 млн., что в среднем получается по $10 млн. за штуку. Казанский вертолетный завод (КВЗ) должен передать все заказанные вертолеты до конца 2024 г. Это крупнейший на сегодняшний день по количеству «Ансатов» экспортный контракт КВЗ.

Из 18 вертолетов, поставленных сейчас в Зимбабве, две трети винтокрылых машин (12 штук) построены в санитарном варианте, а 6 машин предназначены для полиции. Из общей партии в 32 вертолета 14 штук остальных «Ансатов» должны быть поставлены в военном варианте, причем минимум три из них будут переданы в модификации, которая предназначена для перевозки VIP персон.

По расчетам экспертов, из-за санкций, введенных против России, в прошедшем 2023 г. постепенно должна была произойти приостановка серийного производства вертолетов «Ансат» с двигателями PW-207K. Видимо, на КВЗ имелся значительный запас двигателей PW-207K, благодаря чему удалось изготовить значительное количество «Ансатов». Для Зимбабве приобретение двигателей и запчастей для вертолетов «Ансат» и двигателей, по всей видимости, проблемой не будет, была бы валюта.

Республика Сербская должна была получить в 2023 г. третью машину «Ансат». Всего Сербия в соответствии с контрактом получит три машины «Ансат».

В новой редакции Программы развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г. на 2023 г. запланирован выпуск 13 «Ансатов». На 2024 г. – ни одного. Можно сделать предположение, что в 2024 г. будет использован последний складской запас моторов. В 2025 г. планируется изготовить 11 машин, можно предположить, что эти винтокрылые машины будут оснащены отечественными моторами ВК-650В.

23 января 2023 г. глава Татарстана Рустам Минниханов на встрече с президентом В.Путиным сообщил, что в 2022 г. КВЗ произвел 106 вертолетов военного и гражданского назначения. По официальным заявлениям, КВЗ на ближайшие годы КВЗ обеспечено полностью. План 2023 г. – 120 вертолетов, а 2024 г. – 125 машин. По другой информации, в 2022 г. и 2023 г. планировалось выпустить 111 и 106 машин соответственно.

АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (У-УАЗ)

Авиазавод в Бурятии в настоящее время специализируется на производстве вертолетов Ми-8АМТ (Ми-171Е), Ми-171, Ми-171А2, Ми-171А3 и Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).

В 2023 г. для гражданских заказчиков в рамках лизинговых контрактов, заключенных с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК), было построено и передано около 20 вертолетов Ми-8АМТ (большинство из них (15 штук) – авиакомпании «ЮТэйр»).

В 2019 г. холдинг «Вертолеты России», в частности, заключил контракт с компанией «Нацпромлизинг-Инвест» (совместная компания Ростеха и Фонда развития промышленности) на поставку 18 вертолетов Ми-8АМТ для авиакомпании «Газпром Авиа». Три из них были переданы в 2023 г. Суммарно в 2022 г. было передано 10 вертолетов. Винтокрылые машины будут использоваться для обслуживания нефтегазовых объектов, в том числе на Крайнем Севере». В 2024-2026 гг. УУАЗ должен построить и передать авиакомпании «Аврора» 10 вертолетов Ми-171А2 и 11 вертолетов Ми-171А3.

В прошедшем году УУАЗ поставил МЧС два новых серийных вертолета Ми-8АМТШ-ВА (в арктическом исполнении). Конструкция этой модели машины Ми-8АМТ учитывает все основные особенности применения вертолетной техники в зоне северных широт

АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП)»

Башкирское предприятие производит вертолеты семейства Ка-32. В прошлом году предприятие из Кумертау (Башкирия), согласно контракту, поставило один вертолет Ка-32 в противопожарном варианте в Сербию для защиты для защиты территории страны от пожаров.

Большие надежды в Кумертау возлагаются на новую модель вертолета для пожаротушения – машину Ка-32А11М, поставки которой предприятие планировало начать в 2022 г. Сертификация этой модели была завершена в декабре 2023 г.

Основные отличия Ка-32А11М от модели Ка-32А11 – это «стеклянная» кабина экипажа, более мощные российские двигатели ВК-2500ПС-02 вместо ТВ3-117 и новая система пожаротушения СП-32. Система пожаротушения оснащена электроподогревом створок сброса воды, шлангов и помп. Вместимость СП-32 – до 4 тонн воды и до 400 литров пеноагента.

Лизинг

В феврале 2023 г. были подписаны контракты на производство гражданских вертолетов, которые будут поставлены эксплуатантам посредством лизинговых компаний. В течение трех лет авиаперевозчикам в рамках лизинга планируется передать 107 вертолетов. В 2023 г. Российские авиакомпании должны были получить через контракты с ГТЛК 26 вертолетов семейства Ми-8, построенных на КВЗ и УУАЗ.

Через АО «Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)» поставляется приблизительно 45% гражданской винтокрылой техники, произведенной на предприятиях, входящих в холдинг «Вертолеты России». Всего в рамках заключенных контрактов в течение 2023-2025 гг. ГТЛК должна передать 17 российским авиакомпаниям 86 винтокрылых машин Ми-8АМТ/Ми-8МТВ, поставки которых будут полностью профинансированы на сумму в 44,5 млрд. рублей из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

В документах правительства отмечается, что вертолеты будут переданы в лизинг авиакомпаниям (каждая машина) в республики Саха и Коми, в Красноярский, Краснодарский, Камчатский и Хабаровском края, в Вологодскую, Тверскую, Новосибирскую области и др. Из средств Фонда народного благосостояния (ФНБ). на реализацию проекта будет направлено 44,5 млрд. рублей. Утверждается, что эта сумма полностью покроет необходимый объем финансирования проекта.

Всего с момента запуска программы по развитию лизинга российских вертолетов с госфинансированием ГТЛК поставила 134 воздушных судна. По состоянию на 23 июня общий объем инвестиций в программу составил 55 млрд. руб., из которых 26 млрд. приходится на бюджетные средства.

Итоги

В обзоре приводятся данные только по самым значимым поставкам вертолетов предприятиями холдинга «Вертолеты России», о которых сообщалось в официальных отечественных СМИ. Для сравнения: согласно отчетам холдинга «Вертолеты России», в 2021 г. на предприятиях холдинга суммарно было произведено 108 вертолетов, в 2020 г. – 153 машины. В 2022 г. российские предприятия выпустили 185 гражданских вертолетов, это в 1,7 раза больше, чем годом ранее, когда было произведено 108 винтокрылых машин.

Проведение в течение двух лет СВО внесло свои коррективы. Россия значительно нарастила производство вертолетов, причиной этого стал гособоронзаказ, связанный с проводимой на Украине специальной военной операцией (СВО). Причем увеличение количества выпускаемых вертолетов коснулось не только военных моделей, но и гражданских. Об этом сообщил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Однако анализ информации позволяет усомниться в официальных объемах выпуска гражданских вертолетов.

Если в 2021 г. предприятия холдинга «Вертолеты России» поставили Минобороны РФ 134 военных вертолета различных моделей, то уже в 2022 их количество, согласно заявлению С.Чемезова, возросло до 296 единиц. По 2023 г. пока никаких цифр по военным вертолетам нет, но можно предположить, что они будут превышать позапрошлогодние.

На основании официальной информации, можно сделать предположение, что в 2023 г. на заводах холдинга «Вертолеты России» было построено и поставлено заказчикам около 70 машин гражданского назначения.

Юрий Пономарев

Источник: Жуковские Вести