Федеральное авиационное управление США (FAA) временно освободило бизнес-джеты Gulfstream G700 и G800 от некоторых правил летной годности, предусматривающих тесты на обледенение топлива, что, по-видимому, приблизило компанию на один шаг к получению сертификатов типа.
Как сообщает Flightglobal, трехлетнее освобождение, выданное FAA 17 января, означает, что агентство может сертифицировать как G700, так и G800 – и Gulfstream сможет начать их поставку, а клиенты начать их эксплуатировать – несмотря на то, что самолеты изначально не соответствуют некоторым нормам по обледенению топлива. Это освобождение устраняет препятствие для компании Gulfstream, которая давно откладывала сертификацию G700.
FAA настаивает, что этот шаг не повлияет на безопасность, заявляя, что топливные системы G700 и G800 в том виде, в каком они есть сейчас, имеют уровень безопасности, эквивалентный нормативным стандартам.
Другие производители самолетов иногда запрашивают исключения перед сертификацией, и FAA иногда одобряет такие меры. Но эта практика привлекла внимание и критику в последние недели после того, как Boeing, изо всех сил пытаясь решить проблемы безопасности, подал заявку на освобождение для своего 737 Max 7.
Компания Gulfstream запросила освобождение в октябре прошлого года, попросив время для проведения новых необходимых испытаний на обледенение топлива. Для получения одобрения FAA производитель должен провести эти испытания и отправить результаты в агентство до истечения срока действия исключения в конце 2026 года, чтобы подтвердить соответствие требованиям. «После диалога с FAA и другими органами гражданской авиации было установлено, что соблюдение требований требует проведения полномасштабных испытаний топливной системы», - заявили в Gulfstream.
Правила по обледенению топлива требуют, чтобы двигатели и вспомогательные силовые установки (ВСУ) были способны работать при низких температурах с топливом, содержащим небольшое количество воды. Компания Gulfstream сообщает, что проблемы обледенения топлива привлекли внимание в 2008 году, когда Boeing 777 компании British Airways потерял мощность и разбился на подходе к Лондону. Чтобы топливо не переохлаждалось, инженеры Gulfstream оснастили модели G700 и G800 «системой возврата топлива с подогревом», которая использует «распылители» в топливных баках для распределения нагретого топлива.
Компания настаивает на том, что G700 и G800 временно безопасны, ссылаясь на тесты, проведенные ею, Rolls-Royce и Honeywell – производителем ВСУ. Gulfstream отмечает, что другие бизнес-джеты, находящиеся в эксплуатации – G400, G500, G600 и G650 – имеют аналогичные топливные системы, которые доказали свою безопасность.
Судя по всему, это освобождение приблизит Gulfstream к завершению давно отложенной программы сертификации для G700 с дальностью полета 7750 морских миль (14353 км) и G800 с дальностью полета 8000 морских миль, оснащенных турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce Pearl 700.
Ранее компания Gulfstream объясняла задержки усилением контроля со стороны FAA после кризиса с Boeing 737 Max. Получить сертификацию для G700 планировалось в прошлом году, но этого так и не произошло. Сертификация G800 произойдет после сертификации G700.