Robinson Helicopter видит рынок в Китае и Индии для тысяч вертолетов и планирует открыть больше дилерских центров. Дэвид Смит, вице-президент по операциям Robinson Helicopter, считает, что развивающиеся рынки экспорта гражданских вертолетов в Китай и Индию находятся в зачаточном состоянии.
Подготовка почвы в Китае
Начнем с Китая. До конца 2023 года Robinson поставила на этот рынок больше гражданских вертолетов, чем любой другой зарубежный производитель – 475 машин. Цифра звучит впечатляюще, пока вы не разделите ее на душу населения. Население Китая составляет 1,42 миллиарда человек. «Если посмотреть на это в расчете на душу населения, это просто невероятно мало. Сравните это с Австралией, мы поставили 1300 вертолетов в страну с населением 27 миллионов», - сказал Смит.
Действительно, Австралия и Бразилия являются ведущими экспортными рынками Robinson, но, по словам Смита, потенциал Китая и Индии гораздо больше для отрасли в целом и Robinson в частности. Чтобы соответствовать Австралии по соотношению к численности населения Китая, Robinson потребовалось бы поставить 10 000 вертолетов. И компания «сажает семена», чтобы добиться успеха. Robinson работает через всемирную дилерскую сеть, а в Китае производитель вертолетов открыл 11 сервисных центров — в основном на востоке страны, в промышленных центрах. В целом, между дилерами, представителями и сервисными центрами у Robinson 15 «корпоративных связей» в стране. Смит хотел бы, чтобы в ближайшем будущем в западной части страны было открыто еще от пяти до 10 дилерских центров. «Спрос достаточный», - сказал он. «Там есть много возможностей для обслуживания энергетической, горнодобывающей и автомобильной промышленности, где вертолеты используются для доставки критически важных деталей и технического персонала».
В Китае также существует спрос — и нехватка — пилотов гражданских вертолетов. Смит объяснил, что большинство летных школ в Китае находятся в ведении государственных предприятий и основное внимание уделяется подготовке пилотов авиакомпаний. Нехватка пилотов для вертолетов — вот где Robinson может помочь. Эти пилоты понадобятся для выполнения критически важных задач по обеспечению общественной безопасности и санитарной авиации. Прямо сейчас, по словам Смита, ощущается нехватка инструкторов для обучения этих пилотов. «Мы хотим сотрудничать с нашими дилерами и сервисными центрами, чтобы облегчить доставку наших вертолетов и обучение клиентов». Сейчас китайские инструкторы должны приехать на заводские курсы обучения Robinson в Калифорнии, и получение виз для них может замедлить процесс и усложнить его. Итак, помимо расширения дилерской сети, Robinson работает над поставкой вертолетных тренажеров в Китай для ускорения и улучшения обучения.
«Мы готовим пилотов вертолетов во всем мире для всех демографических групп и регионов», - сказал Смит, признавая, что некоторые регионы мира «отстают», когда дело доходит до подготовки пилотов. Однако курс безопасности Robinson CFI помогает инструкторам «увидеть наилучший способ использования вертолетов Robinson для тренировок».
Robinson расширяет свой курс подготовки инструкторов и пилотов и планирует больше анонсов об этом предложении в ближайшие месяцы, сказал Смит. «Квалифицированные пилоты – это результат работы квалифицированных инструкторов, и мы собираемся помочь в этом».
Помимо Китая, зарождающийся индийский рынок – это тот регион, где, по мнению Смита, Robinson может добиться существенного прогресса в ближайшие годы. В настоящее время здесь летает только 18 вертолетов компании.
«Индия – самая густонаселенная страна в мире [с населением 1,43 миллиарда человек]. В отношении количества поставленных вертолетов Robinson это не соответствует ожиданиям; это более интересная задача, но возможности огромны. Инфраструктура Китая огромна и хорошо финансируется, в отличие от Индии. У них есть проблемы с инфраструктурой во всех отношениях. Я думаю, что наши вертолеты идеально подходят для того, что им нужно для развития предпринимательства и расширения рынка».
И хотя в последние годы eVTOL рекламировались как решение масштабной проблемы перегруженности наземного транспорта в Индии, Смит считает, что пройдет какое-то время, прежде чем либо будет создана необходимая вспомогательная инфраструктура, либо стоимость пассажирских перевозок eVTOL станет конкурентоспособной с одномоторными вертолетами.
Однако у Robinson есть только один дилер в Индии. «Как и следовало ожидать, этот дилер не может угнаться за всеми новинками, которые появляются при каждой возможности по всей стране, поэтому мы определенно будем развивать дилерскую сеть в Индии», - сказал Смит. У Robinson есть три авторизованных сервисных центра в стране, и он сказал, что компания планирует добавить там пять-шесть дилеров в ближайшие годы. «Мы уделим этому особое внимание». Он видит особенно сильный потенциальный рынок сбыта в Индии для R66. (В Индии трудно найти топливо Avgas 100LL для поршневых вертолетов Robinson R44 и R22, но ситуация улучшается.) «Это идеальный вертолет для страны, которая собирается быстро стать страной с наибольшим количеством миллиардеров и предпринимателей. Если масштабировать его по австралийским стандартам, то это легко может быть рынком в 10000 гражданских вертолетов, если игроки отрасли, включая нас, правильно выполнят свою работу».
Смит рассматривает возможность обслуживания вертолетов Robinson с меньшими затратами на техническое обслуживание в относительно суровых условиях как рыночное преимущество, как в Китае, так и в Индии. Однако, как и в Китае, подготовка пилотов вызывает озабоченность. «Политика Индии аналогична политике Китая. Подготовка пилотов коммерческих авиакомпаний требует больших усилий. Недостаточно внимания уделяется подготовке пилотов авиации общего назначения и еще меньше – подготовке пилотов гражданских вертолетов. Мы должны работать над этим. Нам нужно больше людей на передовой в Индии. Robinson надеется работать с заинтересованными дилерами, которые хотят развивать летное обучение как побочный бизнес. Это может стать огромной частью нашего роста. И, конечно, они будут покупать у нас свои вертолеты», - сказал Смит.
Другие производители постепенно выходят на рынок
Airbus, Bell и Leonardo также продолжают завоевывать китайский и индийский рынки. Airbus начала поставлять вертолеты в Китай в 1967 году, и сегодня там летает более 300 машин, обслуживающих более 90 клиентов. Сервисные и логистические центры Airbus Helicopters работают в восьми городах страны, включая Пекин, Шанхай, Шэньчжэнь, Гонконг, Чэнду, Харбин, Сяньтао и Циндао. В 2012 году компания предоставила свой первый в стране полноценный летный тренажер для H225, расположенный в авиационном учебном центре Хуа-Оу в Пекине. В 2019 году Airbus установила линию окончательной сборки своего легкого вертолета H135 в Циндао в рамках сделки по поставке 100 таких вертолетов в течение 10 лет. В 2023 году Airbus Helicopters подписала контракт с китайской компанией GDAT, арендодателем и оператором вертолетов, на поставку 50 двухдвигательных средних вертолетов H160 – сделка стоимостью более $700 млн. GDAT специализируется на продаже, лизинге, техническом обслуживании и модификации вертолетов, а также на выполнении аварийно-спасательных и других государственных рейсов. GDAT уже эксплуатирует парк из 26 вертолетов Airbus, включая 21 H225 Super Puma.
В 2010 году Airbus стал первым иностранным производителем вертолетов, создавшим центр обслуживания клиентов в Индии, и теперь претендует на более чем половину внутреннего гражданского рынка страны. В Индии летает более 100 вертолетов Airbus, включая модели H125, H130, H135, H145 и AS365 Dauphin, которые обслуживают энергетический, коммерческий, частный и бизнес-рынки, а также вертолетную службу скорой медицинской помощи, правоохранительные органы, городскую воздушную мобильность и техническое обслуживание линий электропередач. Недавно в штатах Карнатака и Уттаракханд был запущен первый в Индии официальный сервис HEMS, использующий H130. В марте 2023 года Airbus объявила о продаже двух вертолетов ACH160 в Индии, что стало первой продажей этого типа в регионе, неназванному заказчику.
Airbus Helicopters также недавно уполномочила индийскую компанию по техническому обслуживанию Indamer обслуживать свой парк вертолетов H145 и H135.
Китай является вторым по величине рынком сбыта для Bell в Азиатско-Тихоокеанском регионе (APAC) после Австралии, в стране 220 вертолетов, в том числе 120 Bell 407, 30 легких Bell 505 и 20 легких Bell 429.
По словам Герберта Ву, представителя компании, Bell считает рынок EMS в Китае особенно перспективным. «В настоящее время в Китае насчитывается менее 100 вертолетов с конфигурацией HEMS. Чтобы удовлетворить потребности огромного населения Китая, потребуется, по оценкам, 5000 вертолетов EMS. Bell активно работает с нашим местным партнером, Shaanxi Helicopter, над развитием этого рынка». Обслуживание внутри страны доступно через сервисный центр Bell China в Чжэньцзяне и Цзянсу и авторизованный центр технического обслуживания в Дэцине, Чжэцзян (для Bell 429), а также в Чжухае, Гуандуне, Сиане и Шэньси (для Bell 407). Shaanxi Helicopter является эксклюзивным дилером Bell 407 в Китае, поставив за последние годы более 80 вертолетов, в основном 407-е. В то время как подразделение Bell по техническому обслуживанию в Китае сосредоточено на обслуживании клиентов в стране, сингапурский центр Bell и расположенный рядом кампус академии корпоративного обучения предоставляют расширенные услуги клиентам по всему региону. Хотя у Bell нет учебной академии в Китае, она проводит обучение на месте на объектах клиентов. С 2017 года компания провела более 3500 часов обучения на месте.
На сегодняшний день Leonardo продала в Китае более 200 гражданских вертолетов для нужд EMS, SAR, пожаротушения, правоохранительных органов, пассажирских перевозок и энергетической поддержки. Поставляемые модели включают AW119, AW109, AW139 и AW189. Недавние крупные заказы включают AW189 для морских поисково-спасательных работ и правоохранительных органов и AW139 для морских перевозок. Вертолеты в Китае предназначены для пассажирских перевозок и энергетической поддержки — в первую очередь серии AW119, AW109, AW139 и AW169.