Во вторник FAA опубликовало так называемое «Окончательное специальное условие» для G700 и G800 в отношении электродистанционной системы управления полетом. Регулятор заявил, что электронное управление полетом самолета является «новой или необычной конструктивной особенностью по сравнению с уровнем технологий, предусмотренным стандартами летной годности для самолетов транспортной категории».
Как отмечают аналитики, сообщение моментально вышло в заголовках специализированных медиа, но беспокоиться совершенно не о чем. «Это всего лишь часть удовольствия от сертификации. Это также демонстрирует необходимость обновления стандартов летной годности».
Практически каждый современный самолет с электродистанционным управлением использует это особое условие. Компания Gulfstream уже поставила более 800 самолетов (G650, G500 и G600), на которых она использовалась.
FAA использует специальные условия для установления эквивалента безопасности устаревшим правилам. Затем они становятся частью сертификации самолета. Случай с G700/G800 показывает, что настало время обновления правил.
«Особые условия обычно применяются при сертификации новых самолетов», - говорит Дэвид Эрнандес, акционер Vedder Price и бывший сотрудник FAA. «Единственная проблема заключается в том, есть ли у FAA персонал и ресурсы для своевременной оценки».
В июле 2023 года компания Gulfstream надеялась поставить 19 самолетов G700 до конца года. Сейчас цель — 50 в 2024 году.
Основная роль FAA – безопасность. Никто не может критиковать ведомство за серьезное отношение к сертификации. Но это особое условие показывает, что правила отчаянно нуждаются в обновлении. Компания Gulfstream подала заявку на сертификацию G700 31 декабря 2019 г. (путем внесения изменений в сертификат GVI).
Это также предупреждение для всех, кто занимается продвинутой воздушной мобильностью и хочет использовать существующие правила. Gulfstream сертифицирует самолеты с 1959 года. Сертификация G700 приближается, но владельцы хотят, чтобы все происходило быстрее.