Airbus готовится показать первый полномасштабный прототип своего eVTOL CityAirbus NextGen. Ожидается, что окончательная его конфигурация будет представлена во время мероприятия 7 марта, посвященного открытию испытательного полигона в Донаувёрте в Германии, где он начнет летные испытания позднее в этом году.
Балкиз Сарихан, генеральный директор подразделения городской аэромобильности Airbus, рассказала журналистам во время брифинга для СМИ на прошлой неделе, что ее инженерная группа запустила воздушное судно на земле и в настоящее время разрабатывает профиль летных испытаний. Также собирается второй прототип четырехместного eVTOL.
В октябре прошлого года Airbus протестировал на летающей лаборатории FlightLab так называемую систему управления полетом Millenium Stick, которая будет использоваться пилотами CityAirbus. Компания планирует внедрить технологию автономного полета Vertex, включая новый человеко-машинный интерфейс для кабины экипажа, чтобы снизить нагрузку на одного пилота.
Airbus не объявила целевую дату получения сертификата типа EASA, но, похоже, планирует начать поставки к концу этого десятилетия. В отличие от многих стартапов eVTOL, которые полагаются на несколько источников денежных средств, Airbus полностью финансирует эту программа, а также не пытается привлечь потенциальных стартовых клиентов. Более того, компания не намерена сама эксплуатировать CityAirbus.
«Отрасли придется проявить себя, прежде чем услуги воздушного такси станут жизнеспособными», - сказала Сарихан, указав, что Airbus не ожидает, что перевозки по требованию и от двери до двери станут первым вариантом использования eVTOL, главным образом из-за отсутствия адекватных мощностей и инфраструктуры. Вместо этого компания прогнозирует использование на регулярных пассажирских маршрутах, а также для оказания неотложной медицинской помощи и экотуризма, которые в настоящее время выполняются более шумными вертолетами с выбросами углекислого газа. «Концепция работы этих сервисов намного проще, поскольку спрос в значительной степени заранее зарезервирован, что делает его разумным началом», - добавила она.
Затраты на аккумуляторы добавляют неопределенности
По мнению Airbus, трудно достичь уверенности в коммерческой жизнеспособности операционных моделей eVTOL, отчасти из-за вопросов о производительности аккумуляторов, управлении ими и стоимости замены. Бизнес-подразделение UAM использует опыт коллег Airbus из Тулузы для разработки аккумуляторных батарей, частично основываясь на их опыте работы со спутниками.
Сотрудничая с 30 партнерами в рамках Баварской инициативы по воздушной мобильности, Airbus разрабатывает экосистему для поддержки первоначальных операций на юге Германии. Позже в этом году она развернет дирижабль и уменьшенную версию CityAirbus (с размахом крыльев 3,7 метра) для проведения тестовых полетов между населенными пунктами, включая Ингольштадт и Манчинг. В число партнеров входят железнодорожный оператор Deutsche Bahn, аэропорт Мюнхена и разработчик вертипортов Skyports. Часть проекта предполагает использование алгоритма искусственного интеллекта для управления такими задачами, как прогнозирование потребностей в распределении слотов.
В Италии Airbus, клиентская база которой насчитывает около 3000 операторов воздушных судов, появилась первая авиакомпания-партнер eVTOL в лице ITA Airways. В январе компания расширила свою сеть развития экосистемы в стране, включив в нее поставщика энергии Enel, а также Urban V, которая является подразделением Aeroporti di Roma по вертипортам.
Другие проекты включают усилия по определению миссий eVTOL EMS совместно с Норвежским фондом воздушной скорой помощи. Аналогичная работа ведется с партнерами в Эстонии и Японии.
На данный момент основные направления деятельности компании по предоставлению услуг UAM находятся в Европе, Азии, на Ближнем Востоке и в некоторых частях Латинской Америки. Сарихан отметила, что операторы вертолетов считаются, скорее всего, одними из первых, кто внедрит воздушные суда eVTOL, отчасти потому, что им придется столкнуться с меньшими инвестициями, необходимыми для запуска операций.