Швейцарский стартап Jekta, который разрабатывает электрический гидросамолет на 19 мест, выбрал систему генерации энергии на топливных элементах ZeroAvia в качестве основы для водородно-электрической версии PHA-ZE 100. Компания, объявивший о соглашении в понедельник на авиасалоне в Фарнборо, намерена вывести на рынок эту версию гидросамолета после того, как получит сертификацию первоначальной аккумуляторно-электрической модели.
Версия PHA-ZE 100 на водородном топливе будет летать на расстояние до 326 морских миль (600 км). Jekta намерена построить полномасштабный прототип в 2027 году, и к этому времени, по мнению компании, улучшенная технология аккумуляторов позволят повысить производительность. Компания планирует получить сертификат типа EASA в 2029 году.
По словам генерального директора Jekta Джорджа Алафинова, его инженерная группа продолжает проектные работы по PHA-ZE 100, несмотря на неопределенность относительно решения по аккумуляторным батареям. Он отметил, что недавний неожиданный запуск MagniX своей батареи Samson, которая обеспечивает плотность энергии 300 ватт-часов на килограмм (Вт·ч/кг), является свидетельством быстро меняющейся технологической среды. «Это был настоящий прорыв, потому что он мог бы обеспечить примерно на 30% больше, чем то, что доступно сейчас», - сказал он.
Соглашение Jekta с ZeroAvia предусматривает совместную разработку и сертификацию системы генерации электроэнергии для PHA-ZE 100, включая инверторы, электронные компоненты, а также водородный бак и топливную систему. ZeroAvia уже опробовала свой 600-киловаттный силовой агрегат ZA600 на испытательном самолете Dornier 228 в рамках планов по переводу нескольких региональных авиалайнеров на водород.
ZeroAvia также работает над 2-мегаваттной силовой установкой, которая могла бы питать более крупный самолет, перевозящий до 80 или 90 пассажиров. Компания разработала ряд низко- и высокотемпературных систем топливных элементов с протонообменной мембраной для различных применений.
«Работая с ZeroAvia и определяя подходящую систему топливных элементов, мы можем предложить нашим потенциальным клиентам-операторам выбор из двух топливных систем», - сказал Алафинов. «Водородная система обеспечивает жизнеспособную альтернативу электропитанию от аккумуляторов и обещает значительное увеличение дальности полета PHA-ZE 100, что подойдет операторам, обслуживающим более длинные региональные маршруты. Напротив, вариант с питанием от аккумуляторов подойдет для полетов на короткие расстояния и операторам, летающим в местах, где электроэнергия более рентабельна и доступна».
Компания Jekta видит спрос на свой гидросамолет нового поколения со стороны потенциальных операторов в Азии и на Ближнем Востоке.