Новый бизнес-джет Cessna Citation Ascend продолжает проходить программу сертификационных испытаний и будет оснащен новейшим комплексом авионики Garmin G5000, сообщает американский производитель, уточнив, что ожидает ввода в эксплуатацию новой машины в 2025 году. В настоящее время в программе летных испытаний принимают участие два прототипа, которые налетали более 600 часов в более чем 200 полетах.
В компании Garmin отметили, что в дополнение к трем большим ландшафтным дисплеям с возможностью разделения экрана, G5000 включает в себя два сенсорных контроллера и два резервных прибора GI 275. Автоматическая система управления полетом Garmin включает режим аварийного снижения и защиту от потери скорости, что позволяет выполнять полный заход на посадку. Согласно Garmin, бортовое оборудование G5000 сертифицировано по стандарту PBN/RNP 0.3, что «обеспечивает возможность захода на посадку по LPV/APV».
Garmin обновила свою технологию искусственного зрения, добавив в нее дополнительный режим taxi 3D exocentric view, а в базе данных SafeTaxi аэропорты отображаются с 3D-контурами зданий, рулежными дорожками, перронами, знаками и другой разметкой для повышения осведомленности о ситуации на местности. Эта опция включает в себя прокладку маршрутов руления, что позволяет пилотам выбирать варианты руления с помощью сенсорного контроллера и получать указания на 2D-картах или 3D-изображениях с помощью искусственного зрения, сообщает Garmin.
Метеорологический радар Garmin GWX 8000 StormOptix является опцией при обновлении модели G5000. Автоматический режим радара позволяет выполнять объемное 3D-сканирование, которое автоматически сканирует объем неба и обнаруживает град и молнии. Также доступна функция прогнозирования сдвига ветра. В G5000 с помощью встроенной функции ADS-B включена технология Garmin «Осведомленность о занятости взлетно-посадочной полосы» (ROA) для предотвращения выкатывания за пределы взлетно-посадочной полосы, которая также является опциональной. По данным Garmin, ROA предупреждает экипаж о возможной занятости взлетно-посадочной полосы находящимися поблизости воздушными судами, а также воздушными судами и наземными транспортными средствами на земле. G5000 поддерживает связь между диспетчером и пилотом по каналу передачи данных с поддержкой FANS 1/A и ACARS, включая Link 2000+ и FAA DataComm для получения разрешения на вылет и обслуживания линии передачи данных по маршруту. Подключенная к Garmin система управления воздушным судном PlaneSync – это доступная опция, которая позволяет летному составу автоматически обновлять базы данных, удаленно просматривать состояние самолета и загружать информацию о техническом обслуживании в облако.
Бизнес-джет Citation Ascend был представлен на выставке EBACE 2023. Ожидается, что самолет поступит в эксплуатацию в 2025 году. Ключевые особенности бизнес-джета стоимостью $16,725 млн включают авионику Garmin G5000, автомат тяги, более мощные двигатели Pratt & Whitney Canada (P&WC) PW545D, более высокую максимальную взлетную массу и полезную нагрузку, увеличенную дальность полета, плоский пол и другие удобства в салоне. Пол с углублением на 560XL, хотя и обеспечивает больше места над головой, противоречит тенденции плоского пола в современном дизайне бизнес-джетов. В случае с Ascend инженеры не вносили никаких изменений во внешние размеры фюзеляжа, чтобы приспособить его к плоскому полу, но, по сути, заполнили углубление и переместили некоторые системные компоненты, чтобы внести эти изменения.
Хотя окончательные технические характеристики еще не доступны, предварительные данные Textron Aviation предполагают дальность полета в 1900 морских миль на высокой крейсерской скорости с четырьмя пассажирами по сравнению с 1750 морскими милями у XLS+. Максимальная крейсерская скорость в 441 узел и дальность полета в 2100 морских миль, как и время набора высоты FL450 за 30 минут, такие же, как и у предшественника. Новая максимальная взлетная масса составляет 20 500 фунтов, что на 300 фунтов больше, чем у XLS+. Максимальный вес без топлива увеличился на 400 фунтов до 15 500 фунтов, а максимальная полезная нагрузка выросла с 2240 фунтов до 2390 фунтов. При более высокой взлетной массе длина взлетной дистанции Ascend почти такая же, как у XLS+, всего на 60 футов больше. Посадочная дистанция составляет 3220 футов для Ascend против 3180 футов для XLS+.