Хотя в 2024 году Bombardier зафиксировала рост и видит многообещающую рыночную динамику, неопределенность вокруг возможных 25%-ных пошлин США против Канады омрачает ожидаемые результаты в 2025 году. В связи с этим канадский производитель воздержался от прогноза на этот год, как он обычно делает, публикуя свои годовые результаты.
«Я очень разочарован тем, что мы не можем сегодня сделать прогноз на 2025 год», - заявил президент и генеральный директор Bombardier Эрик Мартель аналитикам во время представления результатов компании за 2024 год. «За последние четыре года Bombardier добилась значительных успехов в выполнении поставленных задач, а также в превышении обязательств. Команда и я были хорошо подготовлены к тому, чтобы подтвердить наши цели на 2025 год, но в свете текущей угрозы пошлин отказ от прогноза – это самое ответственное и прозрачное, что мы можем сделать».
Он подчеркнул необходимость проявлять осторожность, чтобы следить за развитием пошлин, особенно с учетом изменений, произошедших за последнюю неделю. «Для нашей отрасли многое поставлено на карту», - сказал он, согласившись с оценкой Ассоциации производителей авиации общего назначения: «Учитывая глобальный характер авиационной промышленности, эти предлагаемые пошлины, а также потенциальные ответные тарифы могут оказать огромное влияние со многими непредвиденными последствиями для отрасли».
Мартель отметил, что у Bombardier 2800 поставщиков из 47 штатов США, которые создают десятки тысяч рабочих мест, добавив, что это окажет одинаково значительное влияние по обе стороны границы. «Подавляющее большинство наших платформ состоит из большего количества деталей и систем из США, чем из любой другой страны». Он сослался на работу над крылом Global 7500 в Техасе и сервисные центры, которыми компания владеет в пяти разных штатах США. «За эти годы Bombardier создала взаимный торговый баланс с США, который можно продемонстрировать, где и мы, и США имеем равный выигрыш. Эта отрасль была создана за десятилетия сотрудничества», - сказал Мартель.
Последствия могут зависеть от линейки продуктов, при этом Challenger 3500 наиболее уязвим, учитывая его успех в США. У Global более широкое международное присутствие, сказал Мартель, добавив, что он не ожидал, что будет так затронут сервисный бизнес. Он подсчитал, что на США приходится около 50-60% поставок самолетов.
Однако Мартель подчеркнул, что, «хотя Bombardier вступает в 2025 год с осторожностью, позвольте мне внести ясность: осторожность вовсе не означает, что что-то сломается». Он указал на благоприятные рыночные условия в деловой авиации и тот факт, что налет остается высоким, в то время как запасы подержанных самолетов все еще находятся в здоровом диапазоне. «Самое главное то, что спрос на новые самолеты стабилен», - сказал он. «Заказы продолжают поступать со всего мира, и мы наблюдаем рост активности по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это включает в себя значительную долю из США... Мы не видели отмен». Он отметил, что клиенты Bombardier разбираются в рынке и не ожидают слишком долгосрочного риска. «Общее мнение таково, что если пошлины будут введены, то их продолжительность будет короткой».
Мартель добавил, что его команда остается «очень вовлеченной» в работу с клиентами, и Bombardier разработала планы действий в чрезвычайных ситуациях для нескольких сценариев, если возникнут сложности с поставками. «Все сценарии, которые мы изучали, предусматривают время, [поэтому мы] не будем вынуждены действовать поспешно», - сказал он. «Мы готовы... Нам не нужно реагировать быстро. У нас будет время понять, что это значит. Если нам придется реагировать, мы будем готовы к этому».
Далее Мартель отметил, что детали того, как могут быть реализованы пошлины и будут ли какие-либо исключения, пока еще остаются неопределенными. Но он сказал, что его команда находится в Вашингтоне, пытаясь обосновать такой сценарий.
Что касается подготовки к возможным проблемам, то наличие денежных резервов является важным фактором, сказал он аналитикам. При наихудшем сценарии возможны дальнейшие корректировки производства. Учитывая характер бизнеса, сложно быстро перестроиться. Однако Мартель также сказал: «Если мы действительно с этим столкнемся, меня утешает тот факт, что мы уже не та компания, что была в 2020 или даже в 2021 году, и сможем преодолеть любые трудности». Он указал на устойчивый рост сервисного бизнеса по всей территории США, прогресс в оборонном сегменте и диверсифицированный портфель заказов, особенно в связи с поставками крупных деловых самолетов на международные рынки.
При этом «в США остаются наши основные клиенты и акционеры. Мы сосредоточены на поиске решений с долгосрочной перспективой, если пошлины в краткосрочной перспективе нарушат нашу способность работать на уровне наших амбиций», - продолжил Мартель. «Но пока такой сценарий не появится, мы в этом году продолжим осторожно продвигаться вперед, основываясь на фундаментальных принципах, которые мы заложили».
Комментарии Мартеля последовали за публикацией справочного материала Канадской ассоциации деловой авиации (CBAA), в котором отмечается, что потенциальные пошлины сигнализируют о «значительном сдвиге в торговых отношениях между США и Канадой с потенциально широкими экономическими последствиями. Если Канада ответит контрмерами, отрасль деловой авиации может столкнуться с перебоями в трансграничных поездках, более высокими эксплуатационными расходами и потенциальными нормативными препятствиями».
Отметив планы продолжить работу с заинтересованными сторонами и правительствами по этому вопросу, CBAA заявила, что это требует пристального мониторинга со стороны эксплуатантов, производителей и поставщиков.