Dassault напуганы политикой Трампа и озабочены безразличием ЕС

По словам председателя правления и генерального директора Dassault Aviation Эрика Траппье, угроза введения пошлин в США на импорт может негативно сказаться на продажах бизнес-джетов Falcon французского производства. Объявив о том, что он назвал «беспрецедентным» чистым доходом в размере 1,1 миллиарда евро ($1,2 млрд) во время пресс-конференции в Париже, он предупредил, что заявленное намерение администрации Трампа ввести 25%-ные тарифы для Европейского Союза может подорвать цель по поставке 40 джетов в этом году.

Признавая нестабильность в контексте конфликта между Россией и Украиной и политическую нестабильность во Франции, Траппье сказал, что заметный сдвиг в стратегии нового правительства США представляет собой наиболее значительный источник неопределенности в отношении условий торговли в 2025 году. «Наиболее тревожным [политическим событием] является приход новой администрации Трампа», - сказал он, подчеркнув вероятность введения пошлин, а также то, что он охарактеризовал как нарушение давнего альянса между США и Францией.

Тем не менее, чистая выручка Dassault в 2024 году выросла почти на 30% и достигла 6,2 млрд евро, в то время как чистая прибыль увеличилась на 19% и составила чуть менее 1,1 млрд евро. В прошлом году компания завершила работу с рекордным портфелем заказов на сумму 43,2 миллиарда евро.

В этом году компания планирует увеличить выручку до 6,5 миллиардов евро. Однако Траппье предупредил, что политическая и экономическая нестабильность, в том числе повышение налогов во Франции и дальнейшие действия Европейского Союза по ограничению деловой авиации по экологическим соображениям, могут подорвать достижение этой цели.

Комментарии генерального директора Dassault были сделаны на следующий день после того, как правительство США ввело 25-процентные пошлины для основных своих торговых партнеров Канады и Мексики, а президент Трамп неоднократно заявлял о своем намерении взимать такую же ставку с европейских товаров. Dassault Falcon отметила, что ее конкурент Bombardier уже скорректировал свой прогноз на 2025 год из-за тарифов для Канады, где базируется большая часть ее производства.

В то же время Dassault и европейская отрасль деловой авиации в целом чувствуют себя всё более уязвимыми перед лицом враждебной политики ЕС, включая их исключение из так называемой таксономической политики, которая определяет, какие отрасли имеют право на поддержку в рамках усилий по декарбонизации. Траппье назвал «скандальным» тот факт, что бизнес-джеты американского производства не подпадают под действие этой европейской политики, и именно поэтому Dassault выступает инициатором судебного процесса против Европейской Комиссии в Европейском суде.

Траппье пожаловался, что Dassault и другие европейские компании не получают должного признания за усилия, которые они предпринимают по обезуглероживанию. «Чем более мы добродетельны, тем меньше нас за это признают, так что, возможно, нам не стоит быть такими добродетельными», - прокомментировал он. «Мы используем экологически чистое авиационное топливо в наших самолетах, но бизнес-авиация по-прежнему подвергается серьезной критике».

В настоящее время Dassault пересматривает свои планы по набору большего числа сотрудников по всей группе после того, как в 2024 году было нанято чуть менее 2400 сотрудников, включая 239 молодых специалистов. «Мы переоцениваем то, что будем делать, поскольку не знаем, что произойдет с точки зрения тарифов и что может произойти с поставками Falcon в США», - сказал Траппер журналистам.

«Зеленые» самолеты, собранные на главном заводе Dassault близ Бордо для поставки в Северную Америку, доставляются в центр кастомизации в Литл-Роке, штат Арканзас, где устанавливаются интерьеры и некоторое другое оборудование. Однако, несмотря на закупку части электроники у американских компаний, компания признала, что в целом доля США в Falcon составляет менее 50%. Французская компания находится в процессе строительства нового сервисного центра Falcon в Мельбурне, штат Флорида.

В 2024 году Dassault поставила 31 самолет Falcon, против 26 в 2023 году, поскольку компания продолжает попытки преодолеть трудности в цепочке поставок, с которыми сталкиваются большинство производителей аэрокосмической техники. В их число вошла первая поставка новой модели Falcon 6X, и в прошлом году Dassault получила 26 новых заказов на Falcon, что немного больше, чем 23 заказа в 2023 году. В рамках рекламного тура, проведенного в 2024 году, 6X налетал более 1000 часов.

Команда инженеров Dassault в настоящее время наращивает производство первого опытного самолета с большой кабиной Falcon 10X, а также готовит испытательную площадку. В прошлом году компания Rolls-Royce провела тестовую кампанию двигателей Pearl 10X для этого самолета, и Траппье сказал, что Dassault планирует начать поставки в конце 2027 года.