Robinson Helicopter на накануне выставке Verticon представила новый вертолет R88. 10-местный однодвигательный турбинный R88 разрабатывается с чистого листа. Первый полет может состояться уже в этом году, а сертификация и ввод в эксплуатацию последуют в конце этого десятилетия. Компания уже принимает заказы на R88 стоимостью $3,3 млн.
Благодаря салону объемом 275 куб.футов, способному перевозить до восьми пассажиров или 1800 фунтов полезной нагрузки с полным запасом топлива, R88 будет выполнять такие задачи, как пожаротушение, воздушная медицинская транспортировка, авиационные работы и перевозка пассажиров, а салон будет перенастраиваться для различных типов миссий.
Пока R88 не вступит в эксплуатацию, крупнейшим вертолетом производителя из Торранса, Калифорния, является пятиместный R66, оснащенный турбовальным двигателем Rolls-Royce мощностью 300 л. с. Двигатель R88 – Safran Helicopter Engines Arriel 2W, способный выдавать 1000 л.с.
«Нам нравится удивлять рынок», - сказал Дэвид Смит, президент и генеральный директор Robinson Helicopter, изданию AIN. «Это довольно большой вертолет, и в нем есть все, что можно предложить в соответствии с Part 27 в однодвигательном исполнении, с вместимостью салона и производительностью, сопоставимыми со многими двухдвигательными вертолетами. Это открывает много дверей, и это нечто большее, чем следующий класс после R66. Я чувствую, что мы попали в золотую середину, [с точки зрения] экономики, он будет работать по доступной цене, его можно будет приобрести по доступной цене и использовать по доступной цене. Он больше, чем семиместный вертолет, и имеет тот же размер салона и полезной нагрузки, что и двухдвигательные».
Инженеры Robinson в течение последних двух лет усиленно работали над R88, и разработка вертолета была одной из целей Смита, когда он принял руководство компанией от Курта Робинсона в феврале 2024 года. «Мы общались со многими клиентами, и спрашивали, что им нужно,» - сказал он. «Это было большой частью нашей инженерной работы».
Смит сказал, что R88 продолжит использовать двухлопастную качающуюся систему несущего винта Robinson с металлическими лопастями, но с немного большей нагрузкой на ометаемый диск. «Это свежий взгляд на нашу двухлопастную архитектуру».
Его лопасти максимально используют преимущества новых компонентов, формы законцовок и шумоподавления, чтобы обеспечить дополнительную производительность и меньший шумовой след. Хвостовой винт продолжит традицию основателя компании Фрэнка Робинсона по высокому избытку тяги при любых ветровых условиях. «Это то, чего от нас ждут клиенты», - сказал Смит.
Одной из характеристик Robinson, общей для R22, R44 и R66 — одностоечный рычаг циклического шага с качающейся планкой — не появится на R88. Система управления R88 будет традиционной с двумя рычагами, установленными, как и у большинства вертолетов, на полу перед каждым пилотом.
«Это очень важно», - сказал Смит об отходе от конструкции качающагося рычага. «Причина в физике вертолета. Это очень широкий вертолет, поэтому заставить качелю работать с учетом геометрии просто не получилось. Она была слишком длинной, а ход по вертикали была слишком большой, так что это не имело смысла».
Смит сказал, что инженеры исследовали варианты одностоечного двойного управления, но «довольно быстро мы пришли к выводу, что нам понадобится сдвоенное управление [из-за] физики, а не из-за предпочтений». Преимущество этой конструкции в том, что органы управления каждого переднего сиденья можно снять для перевозки пассажиров.
R88 разделяет структурную архитектуру своих собратьев, со сварной стальной рамой, алюминиевой обшивкой и несколькими титановыми деталями. R88 будет использовать больше композитов из углеродного волокна, поскольку эти детали будут достаточно толстыми там, где оправдано использование углеродного волокна по сравнению со стекловолокном. Управление полетом будет включать двойную гидравлику для управления тангажем и креном.
80% покупателей выбирают более прочные ветровые стекла на R66, поэтому ударопрочные ветровые стекла, сертифицированные в соответствии с требованиями к транспортным вертолетам Part 29, будут стандартными для R88. «Мысль заключается в том, что если мы дадим людям это в качестве стандартной функции, то никому не придется выбирать [между] весом или безопасностью или стоимостью или безопасностью», - сказал Смит.
Хотя двигатель Safran Arriel для R88 потребует сертификации, это обновление существующей модели, в основном затрагивающее программное обеспечение Fadec. Мощность будет снижена, чтобы оставить некоторый запас, «чтобы мы не жили на грани», сказал он
В хвостовой части фюзеляжа R88 откидная задняя входная дверь облегчит погрузку пациентов на носилках. Задние двери будут раздвижными.
По словам Смита, возможность полета по приборам будет доступна в качестве опции. Крейсерская скорость пока не разглашается, но она будет «достаточно быстрой для этого рынка», - сказал он. «Это не критический параметр».
Важнее то, как быстро пилоты смогут запускать и выключать R88. «Мы хотим, чтобы системы были умными, простыми, экономичными и быстро загружались и были готовы к полету, и то же самое касалось выключения», - отметил Смит.
Что касается максимального веса, он сказал: «Мы не говорим сейчас о полном весе, но общая картина этого вертолета такова, что у вас будет возможность установить внешний грузовой крюк на 3000 фунтов, и это будет внешний грузовой крюк, рассчитанный на человека. И это дает вам представление о том, сколько он может поднять. Это будет массивная машина, которая по своим характеристикам будет превосходить [Airbus] AStar и соответствовать категориям [Bell] 429-, [Airbus] H135».
Дальность полета прогнозируется более чем в 350 морских миль, а время нахождения в воздухе составит более 3,5 часов. Другие опции включают в себя универсальную корзину, комплект защиты от ударов о провода и выдвижные поплавки. Покупатели могут выбрать высокие полозья для увеличения клиренса и совместимости с противопожарным водяным резервуаром.
Техническое обслуживание R88 будет соответствовать типичной системе периодического капитального ремонта Robinson, при которой вертолет возвращается на завод или в одобренные сервисные центры для проведения серьезного технического обслуживания.
Первый летный экземпляр R88 находится в стадии разработки. «Мы усердно работаем, чтобы взлететь как можно скорее», - сказал Смит. «Если он полетит в этом году, это будет настоящим успехом для команды. Но я думаю, что более разумный подход, возможно, немного дальше этого». Некоторые важные моменты включают в себя то, что Robinson первый раз работает с Safran над двигателем и полностью интегрированным комплектом авионики Garmin.
«Это двигатель, который мы очень хорошо знаем по отрасли. Для нас это уникальный вариант, но он очень стабилен в работе», - сказал он. В комплект каждого R88 входит сервисная программа от Safran, которая охватывает внеплановые замены в течении пяти лет или 2000 летных часов (в зависимости от того, что наступит раньше), премиальный мониторинг состояния и передовые цифровые услуги.
Авионика Garmin включает сенсорные дисплеи G500H TXi с системой оповещения экипажа, навигационной системой GTN и стандартным четырехосевым автопилотом Garmin. Автопилот включает режим выравнивания, помощь при зависании, предупреждающие сигналы при ограничениях и защиту от падения и превышения скорости.
«Для нас сертификация – относительно быстрый процесс», - сказал Смит. После первого полета сертификация занимает от 2,5 до 4 лет для типичной программы Robinson. «R66 был довольно быстро одобрен, примерно три года потребовались, чтобы получить сертификацию с момента первого полета. В этой конструкции мы намеренно выбрали конструктивные особенности, которые поддерживали низкий уровень риска с точки зрения сертификации. Мы не требуем [специального] нормотворчества на каком-либо существенном уровне».
Robinson открыл прием заказов на R88 во время презентации в воскресенье вечером, и потенциальным клиентам предлагается поговорить со своими дилерами R66, чтобы внести депозиты для резервирования R88. Смит ожидает, что R88 привлечет новых клиентов, и что некоторые из них могут решить купить R44 или R66, ожидая R88, который стоит от $3,3 млн за стандартную конфигурацию.