Airbus Helicopters планирует в 2027 году начать летные испытания гибридно-электрической силовой установки на своем демонстрационном вертолете PioneerLab H145.
В рамках проекта будет заменена два существующих 667-сильных турбовальных двигателей Safran Arriel 2E на один 1000-сильный Pratt & Whitney Canada PW210S и два разработанных Collins электродвигателя мощностью 250 кВт, работающих от литий-ионных аккумуляторов. Планируется, что в сочетании с аэродинамическими изменениями расход топлива сократится на 30%. Это также поможет компании лучше понять, как лучше всего использовать гибридные электрические технологии для повышения эффективности на разных этапах полета.
Инженеры уже проектируют систему и надеются получить предварительный анализ проекта к середине года, а в 2026 году начнутся полеты после модификаций. Ожидается, что установка займет около 12 месяцев.
Йоханнес Плаум, руководитель отдела исследований и технологий Airbus Helicopters Germany объяснил, что помимо сложности интеграции системы в вертолет инженерам также необходимо учитывать управление тепловым режимом и взаимодействие мощности теплового двигателя с электрической мощностью.
Одной из задач станет разработка алгоритмов, которые будут работать аналогично системе FADEC (полностью автоматизированная цифровая система управления двигателем), которая сможет работать как с двигателем, так и с электромоторами. Это позволит определить, когда лучше всего использовать электроэнергию и тепловую энергию вместе, а также как эту информацию лучше всего отображать пилоту.
Где именно будут установлены батареи на вертолете, пока официально не решено. Но модель, представленная на прошлогоднем авиасалоне ILA в Берлине, предполагала, что батареи будут установлены в багажниках, прикрепленных по обеим сторонам фюзеляжа вертолета. Плаум сказал, что есть несколько вариантов их установки.
Основная система трансмиссии самолета останется неизменной, поскольку она уже рассчитана на два двигателя. Через существующие соединения будут связаны турбинный двигатель и два электромотора. «С помощью этого мы узнаем, как управлять такой системой на вертолете», - сказал Плаум. «Наши исследования говорят [нам], что это обеспечит 30% экономии топлива, но мы хотим увидеть это в реальном полете».
Перед интеграцией гибридной силовой установки Pioneerlab использовался для испытания системы защиты от удара ротора на основе лидара для двухдвигательных винтокрылых машин и системы защиты от препятствий с использованием ряда датчиков, включая как лидар, так и радар. Компания также экспериментировала с оптической системой, которая позволяет вертолету выполнять автоматическую взлет и посадку.
Вертолет PioneerLab частично финансируется Федеральным министерством экономики и защиты климата Германии через его национальную исследовательскую программу LuFo.