Станет ли G800 таким же популярным, как G650?

По мере того, как в Северном полушарии наступает лето и теплое течение Гольфстрим доставляет свои более теплые воды к берегам Северной Атлантики, базирующаяся в Джорджии одноименная компания планирует начать поставки клиентам своих новейших самолетов.

G800 от Gulfstream уже давно появился в продаже. Впервые анонсированный в 2021 году в качестве замены G650, он должен был начать поставляться в 2023 году, однако сроки сертификации были продлены, и теперь ожидается, что он будет введен в эксплуатацию в первой половине этого года. К счастью, сходство самолета с G700, который был сертифицирован в марте 2024 года, означает, что для его сертификации уже была проделана большая работа.

Замена G650 – задача не из легких. Впервые поставленные в 2012 году, G650 и G650ER налетали в общей сложности более миллиона часов, став одними из самых популярных бизнес-джетов в своем классе за все время. Он также побил 125 рекордов скорости. Последний Gulfstream G650 сошел с конвейера в начале февраля 2025 года, в преддверии окончательной поставки заказчику в конце этого года. Выступая по этому случаю, президент компании Марк Бернс сказал: «Несмотря на то, что это будет последний выпущенный G650, высокая надежность означает, что эти самолеты будут служить клиентам еще десятилетия». Компания также продолжит предлагать новые решения, такие как связь Starlink и авионика Honeywell.

Для сравнения, на сегодняшний день G800 обладает самой большой дальностью полета из всех самолетов Gulfstream – 8000 морских миль, что на 500 миль больше, чем у G650ER, и на 1000 миль – чем у G650, при том, что он вмещает такое же количество пассажиров (19). G800 оснащен новыми двигателями Rolls-Royce Pearl 700, которые обеспечивают большую эффективность и тягу по сравнению с двигателями Rolls-Royce BR725 A1-12 у семейства G650.

Максимальная взлетная масса G800 составляет 105600 фунтов (47900 кг) по сравнению с G650ER (103600 фунтов) и G600 (99600 фунтов). Кроме того, в G800 используется новейшее приборное оборудование Symmetry от Gulfstream, которое впервые было представлено на G700.

Несмотря на эти обновления, Брэд Харрис, основатель и генеральный директор Dallas Jet International, не верит, что G800 повлияет на стоимость G650ER или G650 на вторичном рынке в ближайшее время. «Произошел сдвиг в сторону G800, но G650 по-прежнему пользуется большой популярностью на рынке, и люди будут покупать их из-за разницы в цене», - сказал он CJI. Цена G800 по прейскуранту составляет $72,5 млн. G650ER стоит около $34 млн за модель 2012 года выпуска и до $58 млн за модель 2023 года выпуска.

Харрис говорит, что он видит «смешанные эмоции» среди владельцев. «G650 – отличный самолет за такую цену. Но к G800 проявляется большой интерес, и они продаются».

Тайлер Уэбб, вице-президент Jeteffect, согласен с Харрисом. По его словам, обычно требуется от 80 до 100 самолетов для ввода в эксплуатацию, прежде чем можно будет начать отслеживать тенденции в плане предложения, спроса и ценообразования. «Например, по данным JetNet, из 30 G700, находящихся в эксплуатации в настоящее время, мне известно только об одном самолете, который в настоящее время доступен для продажи вне рынка. Что касается G800, то через два-три года мы сможем по-настоящему отслеживать тенденции и сравнивать их с G650ER, но эти две модели будут иметь свои собственные рыночные цены, которые не будут пересекаться. Таким образом, я действительно не вижу, чтобы G800 повлиял на стоимость G650ER при перепродаже или наоборот», - объясняет Уэбб.

Ни Уэбб, ни Харрис не верят, что использование авионики и кабинных технологий G700 в G800 существенно повлияет на стоимость G650 и G650ER при перепродаже. «Они обеспечат более низкую цену по сравнению с самолетами G700/G800», - говорит Уэбб. «Покупатели, которые обычно покупают новые самолеты, выбирают G800 и наслаждаются обновленным салоном и кабиной пилота. Покупатели подержанных джетов больше обращают внимание на цену и доступность, а не на необходимость ждать».

Харрис добавляет: «Кабина пилота G800 – самая современная и, на мой взгляд, лучшая из существующих, но G650 не кажется устаревшей. Это по-прежнему очень хорошая система авионики, и она очень надежна».

С появлением модели G800 спрос на модели G650 и G650ER при перепродаже в течение 2024 и 2025 годов был довольно высоким, несмотря на небольшое увеличение среднего времени нахождения на рынке. Уэбб сказал: «Только в четвертом квартале 2024 года на рынке перепродажи было закрыто девять сделок. Предложение в течение всего года было сдержанным, и количество самолетов, выставленных на продажу, по месяцам существенно не увеличивалось. Произошел сдвиг в сторону G800, но G650 по-прежнему пользуется большой популярностью на рынке, и люди будут покупать их из-за разницы в цене».

На вопрос, ожидает ли он появления рынка покупателя или продавца для G650/650ER в ближайшие месяцы, Харрис ответил: «На данный момент это все еще рынок продавца, но когда они начнут поставлять больше G700, а затем и G800, предложение G650 увеличится, что сделает его привлекательным для покупателей».

Опять же, Уэбб не считает, что эти два рынка пересекаются. Он говорит, что максимальная стоимость G650ER на рынке в настоящее время составляет $55 млн. Стоимость G800 составляет более $70 млн. «Они находятся в двух разных сегментах. Со временем рыночные цены на G650ER продолжат снижаться, как и на G800, но они не будут пересекаться, потому что разница в цене на рынке перепродажи G650ER и G800 составит около $20 млн».

Новые двигатели удешевят эксплуатацию G800, но ненамного. Самолет также способен развивать ту же максимальную скорость, что и G650/650ER, с максимальной скоростью 0,925 Маха и нормальной крейсерской скоростью 0,85 Маха.

«Эксплуатационные расходы должны быть примерно такими же, но немного меньше из-за гарантии на новые самолеты», - говорит Уэбб. «Что касается дальности полета, то 8000 миль по сравнению с 7500, позволяют совершать рейсы в любую точку мира с одной остановкой. Дополнительные 500 миль позволят без пересадок долететь из Лос-Анджелеса в Сидней. G800 также обеспечит лучшие взлетные характеристики, чем G650ER, благодаря большему крылу и большей тяге двигателей».

По словам Харриса, Dallas Jet видит, что рынок США стремится к G800, в то время как большинство владельцев G650 по всему остальному миру не расстаются со своими самолетами. Тем не менее, Уэбб из Jeteffect считает, что рынок G650 и G650ER по-прежнему будет пользоваться большим спросом в США.

Сворачивание программ G650/G650ER может оказаться разумным шагом для Gulfstream, по мере ввода G800 в эксплуатацию. Самолеты очень похожи по своим возможностям и дальности полета, однако цена на старые самолеты намного ниже, и многие покупатели по-прежнему будут выбирать G650, а не G800. Это, безусловно, относится к покупателям, которые больше ориентируются на цену и доступность. Уэбб объясняет: «Да, покупатели верхнего уровня, находящиеся на вершине покупательской пирамиды, всегда ищут самое новое и качественное. Интерес к G650 по-прежнему высок, но теперь это уже другой круг покупателей. Покупатели будут больше обращать внимание на цену и доступность». Он также говорит, что, рассматривая владельцев Gulfstream в целом, владельцы G550 видят более логичный переход к G650ER с кабиной пилота PlaneView, а не к G700 или G800, в то время как владельцы G500, G600 и G650 видят больший прогресс в направлении самолетов G700 и G800.

Что бы ни случилось, G650 и G650ER останутся ценными моделями на мировом рынке бизнес-джетов на десятилетия вперед. Как и ежегодные обновления смартфонов, некоторые покупатели всегда хотят приобрести самую последнюю модель, но другие находят свою нишу и придерживаются ее. G650 и G650ER, безусловно, занимают свое место.