На этой неделе Airbus и консорциум из 10 партнеров из четырех европейских стран начали исследование по оценке воздействия выбросов, не содержащих CO2, на качество воздуха и климата в регионе. Исследовательская программа под названием «Выбросы частиц, качество воздуха и воздействие на климат, связанные с составом топлива и циклом двигателя» (PACIFIC) была анонсирована во вторник на саммите Airbus в Тулузе и будет в основном сосредоточена на инверсионных следах.
По словам Марка Бенталла, руководителя исследовательских и технологических программ Airbus, в рамках проекта PACIFIC будет использоваться самолет A350 и его двигатели Rolls-Royce для наземных испытаний, чтобы оценить, как различные топливные смеси влияют на формирование инверсионного следа. Он сказал, что этот подход, при котором можно поддерживать контролируемую среду, предоставит более обширные данные, чем те, которые были собраны в ходе предыдущих летных испытаний самолета A320.
Партнеры программы намерены проверить теорию о том, что использование различных смесей экологически чистого авиационного топлива может сократить количество частиц сажи и кристаллов льда, которые образуют инверсионные следы. Новый подход к тестированию призван обеспечить согласованность параметров сгорания и схожесть оборудования на основе лабораторных экспериментов в немецком агентстве аэрокосмических исследований DLR и полных испытаний авиационных двигателей, проведенных Airbus в Тулузе.
Исследования будут сосредоточены на понимании того, как образуется сажа во время сгорания топлива, и на создание инструментов прогнозирования, которые могли бы более эффективно предсказывать, когда и как она будет входить в состав авиационных выбросов. Тесты будут анализировать количество мелких частиц, выбрасываемых при работе двигателя на разных уровнях мощности.
Как смягчить воздействие инверсионных следов
Партнеры PACIFIC стремятся разработать более надежный способ анализа затрат и выгод различных вариантов авиационного топлива, который мог бы поддержать решения относительно топливных норм. Результаты должны дать более широкое понимание влияния на климат инверсионных следов и того, как их формирование может быть изменено с помощью различных комбинаций настроек двигателя и использования топлива.
«Именно неопределенность [в отношении инверсионных следов] делает их трудноустранимыми», - сказал Бенталл на саммите Airbus. «Но существует хороший консенсус относительно того, что инверсионные следы оказывают [на климат] чистый эффект потепления, поэтому мы должны относиться к ним серьезно».
По словам Тима Джонсона, директора Федерации по охране окружающей среды в авиации, политики должны иметь больше уверенности в научных данных, стоящих за инверсионными следами, чтобы избежать непреднамеренных последствий с возможными новыми правилами, которые могут, например, усилить влияние выбросов CO2. «Мы могли бы быстро добиться больших изменений, сделав что-то с инверсионными следами, потому что для получения той же выгоды от изменения климата потребовалось бы значительное сокращение выбросов CO2», - прокомментировал он.
В ноябре 2024 года NASA и GE Aerospace запустили совместный эксперимент по оптической глубине инверсионных следов, чтобы лучше понять, как формируются инверсионные следы. Партнеры используют Gulfstream III исследовательского центра NASA в Ленгли, чтобы отслеживать летающую лабораторию Boeing 747 компании GE, используя технологию лидара для сканирования инверсионных следов и создания 3D-изображений.