Около 100 двигателей для вертолетов Ми-8 в России требуют срочной замены, сообщили «Известиям» в Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ). Эксплуатанты попросили правительство разработать в РФ программу, которая решит эту проблему. В «Ростехе» и в ОДК подтвердили: бесконечно продлевать сроки эксплуатации старых силовых установок уже нецелесообразно, и их необходимо менять на новые. Компании готовы это сделать, но нужно финансирование.
Ремонт вертолетных двигателей
Представители Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ) рассказали «Известиям» о проблемах с капитальным ремонтом авиадвигателей и сложностями с приобретением запчастей для винтокрылых машин.
По информации АВИ, по итогам 2022-2024 годов цена на капремонт мотора ТВ2-117 выросла на 209%, а на ТВ3-117 - на 291%. Сложная ситуация складывается и с вспомогательными установками АИ-9В, предназначенными для запуска маршевых двигателей. Их ремонт подорожал на 33%. Помимо Ми-8 они используются на вертолетах Ка-27, Ка-29, Ка-32, Ка-50, Ми-14, Ми-24, Ми-28. Сложности с ремонтом касаются и чешских вспомогательных силовых установок SAFIR 5K/G MI, а также российских TA-14-130-08 для Ми-8.
Рост цен на детали для Ми-8/17 составил 170-185%, например, стоимость лопастей несущего винта поднялась на 189%. Аналогичная ситуация с ремонтом технических узлов, сообщили в АВИ.
- Почти в три раза увеличилась цена на моторы после капремонта, - рассказал «Известиям» генеральный директор оператора запчастей «Русский дом авиации», руководитель рабочей группы по поставкам авиационно-технического имущества в АВИ Дмитрий Ермилов. - Если до 2022 года отремонтированный двигатель стоил 25-30 млн, то сейчас - 75-90 млн рублей.
Мало кто из эксплуатантов закладывал такой рост в свои бизнес-модели, отметил эксперт.
- По некоторым критически важным агрегатам, без которых невозможно летать, сроки поставок сильно увеличены, и сейчас можно вставать в очередь на 2027-2028 годы, - отметил Дмитрий Ермилов. - В результате снижается налет воздушных судов (ВС).
Простой вертолетов из-за нехватки запчастей, агрегатов и двигателей за период 2022-2024 годов составлял в среднем один-три месяца в год на одно ВС, а в некоторых случаях растягивался на полгода. Практика «каннибализации» (перестановка деталей с одних воздушных судов на другие) помогает вернуть воздушные судна в эксплуатацию, но сокращает доступный парк, отмечает участник рынка.
- Всякая техника имеет предел эксплуатации, и долго ремонтировать ее уже нерентабельно. По некоторым моторам ресурс уже продлевается с 3 тыс. до 7,5 тыс. часов. Некоторые вертолеты Ми-8Т летают более 40 лет и назрели комплексные решения для отрасли, - рассказал «Известиям» председатель правления АВИ Вячеслав Карцев. - Мы обратились с письмом к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой инициировать разработку стратегии развития нашего сегмента перевозок.
Основная проблема заключается в замене устаревших двигателей на новые, отметил эксперт.
«Известия» направили запрос в кабмин с просьбой прокомментировать просьбу АВИ о разработке отдельной программы ремоторизации Ми-8.
- Для гражданской авиации нужно порядка 100 новых моторов в свободном доступе, на каждое судно приходится по два двигателя, - продолжил Дмитрий Ермилов. - Всего в активной эксплуатации сейчас находится около 500-600 Ми-8.
В «Ростехе» «Известиям» сообщили, что знакомы с трудностями эксплуатантов.
- В отдельных случаях могут быть задержки по срокам, причины здесь очевидны - авиастроители выполняют колоссальные объемы работ в интересах армии, их возможности небезграничны, - рассказали «Известиям» в корпорации. - Однако нерешаемых проблем нет. Кто хочет отремонтировать вертолет, обязательно это сделает.
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) имеет мощности и компетенции, чтобы осуществлять выпуск новых и сервис эксплуатирующихся вертолетных моторов, включая ТВ3-117, добавили в «Ростехе».
Как рассказали «Известиям» в ОДК, сложнее всего отремонтировать ТВ2-117, так как они были разработаны в середине 1960-х годов, их выпуск был завершен в 1990-х. Это сильно устаревшая техника. В частности, характеристики двигателя не соответствуют современным требованиям по безопасности. ОДК не проводит капитальный ремонт и не обслуживает эти вертолетные двигатели, добавили там.
- В России летает много старых Ми-8 с двигателями ТВ2-117. Есть вертолеты, которым более 50 лет, - отметили в пресс-службе «Ростеха». - Мы вынужденно продлеваем сроки эксплуатации по запросам авиакомпаний, если техника продолжает соответствовать требованиям по безопасности, так как понимаем их социально-экономическую значимость. Но это невозможно делать бесконечно.
По информации ОДК, на смену ТВ2-117 пришли двигатели следующего поколения - семейство ТВ3-117, различные модификации которого под наименованием ВК-2500 производит петербургское предприятие «ОДК-Климов».
- Эксплуатация вертолетной техники с устаревшими моторами может представлять угрозу безопасности. Наши предприятия располагают достаточными мощностями для замены устаревших ТВ2-117 на современные ВК-2500, - заявили в корпорации «Ростех».
«Известия» направили запросы в Минпромторг, Минтранс, Росавиацию, а также крупным авиакомпаниям и производителям вертолетов.
- Вопросы ремонта и обслуживания двигателей не относятся к компетенции холдинга «Вертолеты России», при этом выпуск техники осуществляется в предусмотренные контрактами с заказчиками сроки, - заявили «Известиям» в этой компании.
Срок эксплуатации авиадвигателей
- Вертолеты Ми-8Т/Ми-8П с двигателями ТВ2-117 выпускались с середины 1960-х годов до первой половины 1990-х. Затем в гражданскую авиацию пошли модернизированные Ми-8МТВ с моторами ТВ3-117. Промышленность последовательно сокращала объем выпуска основных комплектующих изделий для старой техники, - рассказал «Известиям» исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Вследствие этого развиваются два процесса: выпуск комплектующих становится для производителей менее привлекательным, а дефицит запчастей и увеличение сроков ремонта подталкивает авиакомпании к омоложению флота, отмечает авиаэксперт.
- Проблема поддержания летной годности возрастных моделей семейства Ми-8 началась в доковидные времена, когда холдинг «Вертолеты России» (ВР) стал предлагать более дорогие модификации Ми-171 (модернизированный Ми-8) с двигателем ТВ3-117, - рассказал «Известиям» основатель сервиса безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков.
Чтобы это исправить, производители подняли стоимость обслуживания агрегатов для старых Ми-8, отметил эксперт.
По словам Андрея Патракова, изготовителям вертолетов и двигателей выгодно стимулировать эксплуатантов переходить на новые модели. Альтернатива этому - скупка остатков запчастей и агрегатов со вторичного рынка, а также восстановление законсервированных бортов, считает эксперт.
Значительная часть запасов запчастей уже израсходована, а после 2022 года приоритеты авиапромышленности изменились. Рост цен в такой ситуации неизбежен, отметил Олег Пантелеев.
- Неограниченное продление ресурса и капитальные ремонты устаревших ТВ2-117 несут потенциальную угрозу для безопасности перевозчиков, - рассказали «Известиям» в пресс-службе ОДК. - Детали этих двигателей не производит ни одно предприятие, а для ремонта используются детали с разобранных ТВ2-117.
В компании рекомендовали заменить ТВ2-117 на двигатели ТВ3-117/ВК-2500.
- Для выхода из ситуации регуляторы отрасли должны вмешаться и найти компромисс между интересами эксплуатантов и производителей вертолетов и двигателей, - считает Андрей Патраков.
По мнению Дмитрия Ермилова из АВИ, для решения проблемы нужен льготный лизинг для обновления парка вертолетных авиадвигателей. Без поддержки государства эксплуатанты закупать новые моторы не смогут, резюмировал он.