Британцев оставили не у дел в ОАЭ

Домнал Слэттери, председатель совета директоров британской компании Vertical Aerospace, разработчика eVTOL, выразил обеспокоенность планами американских конкурентов Joby Aviation и Archer Aviation начать эксплуатацию аэротакси в ОАЭ до получения сертификата типа от Федерального управления гражданской авиации США (FAA).

Помимо сертификационных лётных испытаний FAA в США, Joby проводит испытательные полёты своего пилотируемого четырёхместного электрического воздушного такси S4 в Дубае в преддверии ожидаемых коммерческих операций в эмирате в 2026 году. Archer также проводит тестовые полёты своего пилотируемого eVTOL Midnight в Абу-Даби в рамках подготовки к потенциальной коммерческой эксплуатации в 2026 году. Главное управление гражданской авиации ОАЭ (GCAA) должно будет одобрить оба самолёта для коммерческих операций.

Тем временем компания Vertical стремится сертифицировать свой четырёхместный eVTOL VX4 в соответствии с правилами Управления гражданской авиации Великобритании (CAA) и Европейского агентства по безопасности полётов (EASA). Коммерческий запуск запланирован на 2028 год.

Выступая 19 ноября на саммите Honeywell American Aviation Leadership Summit в Вашингтоне, округ Колумбия, Слэттери усомнился в том, что GCAA сможет одобрить самолёт по стандарту, гарантирующему безопасность.

«Меня беспокоит – и я хочу внести в это полную ясность – то, что эти американские конкуренты, похоже, занимаются тем, что я называю сертификационным туризмом, что на самом деле не очень хорошая идея», - сказал Слэттери. «Подумайте об этом, ведь что-то может пойти не так. Не дай Бог, случится инцидент в рамках сертификации подобных видов туристической деятельности, и я говорю конкретно об Абу-Даби и Дубае… У них нет компетенций, возможностей и ресурсов для сертификации воздушного судна, и если что-то пойдет не так, это станет днем «Черного лебедя» для всех этих новых технологий. Нас всех сметет это цунами. И поэтому я так зациклен на этом, потому что… безопасность – это валюта доверия. Мы должны поднять руку и сказать, что это плохая идея».

На выставке Dubai Airshow, проходившей с 15 по 19 ноября, представители Joby сообщили СМИ, что ожидаемое в ОАЭ одобрение будет представлять собой «квалификационную программу», а не полноценную сертификацию типа. S4 принял участие в демонстрационной программе салона, и Дубай использовал это мероприятие, чтобы продемонстрировать прогресс Joby в запуске коммерческих рейсов в 2026 году, поскольку город стремится стать первым в мире с действующей сетью воздушного такси. Joby начала испытательные полёты в Дубае в июне, а в начале ноября завершила то, что она назвала «знаковым лётным испытанием», совершив 17-минутный перелёт пилотируемого S4 из своего испытательного центра в Маргаме в Международный аэропорт Аль-Мактум (DWC), второй аэропорт Дубая. Компания заявила, что полёт продемонстрировал «готовность S4 к рынку и способность работать в общем воздушном пространстве».