Китайская Comac предлагает альтернативу западным бизнес-джетам

Commercial Aircraft Corporation of China (Comac) стремится выйти на рынок VIP-самолётов с большим салоном, представив модифицированную версию узкофюзеляжного авиалайнера C909. Поддерживаемая государством компания-производитель авиалайнеров считает, что Comac Business Jet (CBJ) окажется привлекательным, особенно на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, на котором долгое время доминировали ведущие западные производители.

90-местный авиалайнер Comac ARJ21-700, впоследствии переименованный в C909, является основой CBJ. В марте 2021 года Управление гражданской авиации Китая выдало сертификат типа на этот самолёт, почти через шесть лет после его одобрения. Ни один из самолётов Comac не получил сертификат типа ни от EASA, ни от FAA.

Типичный салон CBJ вмещает от 12 до 19 пассажиров, но может иметь 29 кресел. Самолёт оснащен двумя двигателями General Electric CF34-10A, дальность полёта с восемью пассажирами составляет около 5000 км, а крейсерская скорость – 965 км/ч с сертифицированным потолком 11470 м.

CBJ прошел сертификацию для эксплуатации на высокогорных аэродромах, таких как китайский Даочэн Ядин на высоте 4470 м. Разбег самолёта составляет 6722 фута (2192 м).

Компания Comac, конкурируя с крупногабаритными бизнес-джетами Gulfstream, Bombardier, Embraer, Dassault, Airbus и Boeing, предлагает несколько конфигураций салона, которые можно персонализировать. Вариант, который производитель называет «План А», вмещает 15 пассажиров и включает 11 кресел класса люкс, два места на диване, два кресла бизнес-класса, VIP-каюту, два туалета и два места для экипажа. «План B» рассчитан на 13 пассажиров: шесть мест на диване, пять кресел класса люкс, два кресла бизнес-класса, VIP-каюта, два туалета и одно место для экипажа. «План C» максимально увеличивает пространство салона для 17 пассажиров: 12 мест на диване, три кресла класса люкс, два кресла бизнес-класса, VIP-каюта, два туалета и одно место для экипажа. «План D» рассчитан на 18 пассажиров: девять класса люкс, три места на диване, шесть кресел бизнес-класса, девять кресел с раскладывающейся спинкой, VIP-каюта, два туалета и одно место для экипажа. «План E» рассчитан на максимальную пассажировместимость (29 пассажиров): 22 кресла бизнес-класса, четыре кресла класса люкс, три места на диване, два кресел с раскладывающейся спинкой, VIP-каюта, два туалета и два места для экипажа.

VIP-каюта располагает двуспальной кроватью и отдельным туалетом, зоной ресепшена с раскладывающимися креслами первого класса, а также зоной переговоров/обеденной зоной со столом на восемь персон и спутниковым телефоном. В задней части салона расположены бар, кофемашина, духовка и кресло бортпроводника. Благодаря звукоизоляции уровень шума в VIP-люксе не превышает 55 дБ, а в остальных местах — менее 65 дБ.

Дополнительное оборудование широкополосной спутниковой связи с фазированной антенной решеткой обеспечивает высокоскоростной доступ в интернет. По данным Comac, складные трапы для посадки повышают эксплуатационную гибкость в аэропортах без телетрапов.

На борту китайского самолета, помимо двигателей американского производства, находится значительное количество иностранного оборудования. Среди западных поставщиков – Rockwell Collins (авионика), Liebherr (шасси, противообледенительная система и система подачи воздуха), Parker (топливная система, гидравлические энергетические системы и системы привода), Hamilton Sundstrand (электронная система, система управления закрылками и предкрылками, ВСУ и основные органы управления рулём направления, рулём высоты, элеронами и интерцептором), FACC (законцовки крыла), Eaton (система топливного бака, панель управления и система управления освещением), Kidde Aerospace (система противопожарной защиты) и Goodrich (система освещения).

Эксплуатанты CBJ могут воспользоваться обширной технической поддержкой, которую Comac оказала более чем 170 самолётам C909, поставленным авиакомпаниям Китая и стран Юго-Восточной Азии. Производитель также выпускает более крупный авиалайнер C919 вместимостью до 192 пассажиров и разрабатывает 280-местный широкофюзеляжный C929 с межконтинентальной дальностью полёта.