Vertical Aerospace построила третий полномасштабный прототип eVTOL

Компания Vertical Aerospace завершила строительство своего «третьего и последнего полномасштабного прототипа», который с начала 2026 года позволит удвоить текущие возможности по летным испытаниям. О готовности очередного экземпляра eVTOL VX4 было объявлено 22 декабря. Британская компания стремится сохранить темпы работы, планируя полный переход к пилотируемому управлению (от режима висения к полёту на крыле) в начале года.

Второй демонстрационный образец VX4 выполнил 10 полётов с момента получения разрешения Управления гражданской авиации Великобритании в прошлом месяце. Среди них – несколько впервые реализованных достижений, «включая разворачивание и складывание задних винтов в полёте, раскручивание во время полёта на крыле и стабилизация винтов», – пояснили в Vertical. По данным британской компании, до полного перехода к пилотируемому полёту остается около 10% работы по отработке наклона винтов.

В мае 2025 года Vertical подтвердила начало строительства своего третьего прототипа в Глобальном технологическом центре GKN, партнёра компании, в дополнение к существующему пилотируемому демонстрационному образцу. В то время генеральный директор Стюарт Симпсон объяснил, что будущий самолёт поможет «значительно ускорить прогресс лётных испытаний в течение следующего года». Первый полномасштабный VX4 был списан и впоследствии утилизирован после аварии из-за расслоения лопасти винта в августе 2023 года.

После ввода в эксплуатацию третий самолёт сначала пройдет испытания в полностью электрической конфигурации, а затем будет модернизирован для проведения анализа гибридной силовой установки. В мае этого года Vertical сообщила, что гибридная силовая установка разрабатывалась в течение 18 месяцев, и её цель – десятикратное увеличение дальности полёта до 1000 миль (1609 километров).

Летные испытания VX4 будут продолжаться параллельно с разработкой недавно представленной модернизированной конструкции VX4, получившей название Valo. Компания Vertical планирует построить семь самолётов Valo для предстоящей кампании по сертификации, соответствующей типовым стандартам, с целью получения разрешения регулирующих органов в 2028 году, хотя пока неясно, когда ожидается первый полёт в конфигурации Valo.