Производство комплектующих для Ан-148 могут перенести в ВАСО

Киевский завод "Авиант", входящий в госконцерн "Авиация Украины", больше чем на месяц задерживает поставки консолей крыла для региональных самолетов Ан-148, которые собираются в ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО).

Киевский завод "Авиант", входящий в госконцерн "Авиация Украины", больше чем на месяц задерживает поставки консолей крыла для региональных самолетов Ан-148, которые собираются в ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО). По мнению аналитиков, ситуация объясняется финансовыми трудностями, которые испытывает в последнее время украинский авиапром. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, Россия) намерена уже в следующем году перенести производство комплектующих Ан-148, в частности элементов фюзеляжа, с "Авианта" в ВАСО.

Александр Рубцов, гендиректор лизинговой компании ОАО "Ильюшин финанс Ко" (ИФК), основного заказчика самолетов ВАСО, вчера подтвердил, что киевский "Авиант" на месяц задерживает поставки комплектующих для Ан-148 на воронежское предприятие. По его словам, украинцы перенесли на октябрь передачу консолей крыла для сборки второй машины (первый лайнер уже собран, его планируется сдать заказчику, ГТК "Россия", до конца года), хотя должны были поставить их к сентябрю. "На данный момент ситуацию нельзя назвать критичной. Однако в ближайшее время мы намерены провести переговоры с нашими украинскими партнерами, чтобы выяснить, насколько серьезны их проблемы и смогут ли они в дальнейшем справляться с заказами, поскольку запланировано, что в 2009 году они должны поставить в ВАСО сразу пять комплектов крыльев", - пояснил господин Рубцов.

Пресс-секретарь ИФК Андрей Липовецкий уточнил, что в ОАК и лизинговой компании уже принято решение о переносе производства комплектующих Ан-148 в ВАСО. Процесс начнется в 2009 году. Но пока, по словам Александра Рубцова, речь идет только о возможности переноса выпуска фюзеляжа. Сейчас в Воронеже, кроме непосредственно сборки самолета, производятся оперение, отъемная часть крыла, один из пяти элементов фюзеляжа, а также интерьер.

Ан-148 рассчитан на перевозку 70-90 пассажиров. Максимальная дальность полета - 5 тыс. км, крейсерская скорость - 820-870 км/ч. Летом 2006 года ВАСО и киевский государственный авиазавод "Авиант" объявили о начале его серийного производства. Твердые контракты на поставку лайнера ИФК заключила с Airunion, ГТК "Россия", "Полетом" (всего более 30 машин). К 2013 году ВАСО рассчитывает выпускать по 36 Ан-148 ежегодно. До 2011 года воронежское предприятие направит 5 млрд рублей на модернизацию оборудования и запуск машины в серию - за счет кредитных ресурсов и траншей со стороны ОАК. Годовой потенциальный спрос на Ан-148, по оценкам ИФК, - 250-300 машин.

"Поскольку основная сборка Ан-148 планируется с 2009 года, то заказчики пока могут ждать, но, если задержки будут продолжаться, возможны отказы от машины, и тогда финансовые потери ВАСО, ИФК и ОАК могут составлять до нескольких миллионов долларов в месяц", - считает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт "Финам Менеджмента". "Но, я полагаю, власти Украины сделают все, чтобы не срывать межправительственное соглашение между нашими странами о сотрудничестве в производстве авиационной техники", - заявил господин Баранов. По его мнению, одной из причин задержки поставок со стороны "Авианта" является сложная финансовая ситуация, в которую попал весь украинский авиапром.

Минувшим летом председатель украинского правительства Юлия Тимошенко заявила, что госконцерн "Авиация Украины" работает неэффективно, а "входящие в него Харьковское государственное авиационное производственное предприятие и киевский авиационный завод "Авиант" из-за недостаточного финансирования срывают сроки поставок в Казахстан, ОАЭ, Египет и Ливию". "Мы разочаровываем заказчиков, и они вынуждены искать производителей в других странах", - говорила госпожа Тимошенко. Для улучшения ситуации в отрасли правительство намерено создать на базе госконцерна "Авиация Украины" новое объединение "Самолеты Антонова" - с более демократичной структурой управления.

Александр Карпов, заместитель гендиректора авиакомпании "Полет", отметил, что "полный перенос производства Ан-148 в ВАСО станет абсолютно правильным решением". "Не сомневаюсь, что воронежское предприятие справится", - уточнил господин Карпов. По его словам, "Полет" должен получить от ИФК 15 Ан-148 (десять пассажирских и пять грузовых). "Пока компания не строит предметных бизнес-планов под заказанные самолеты, однако в неофициальных разговорах Михаил Шушпанов (гендиректор ВАСО. - "Ъ") обещал, что в 2009 году "Полет" может рассчитывать на первый лайнер", - рассказал Александр Карпов.

Источник: АвиаПорт