Прежде всего, следует сказать, что заказчиком MD-500 с газотурбинным двигателем было Министерство обороны США, а «Робинсон» с поршневым мотором создавался для частного пользования. Однако, впоследствии R44 стали использовать и полицейские подразделения.
Разные силовые установки требуют различного топлива: в MD-500 используется авиационный керосин ТС-1, которым можно заправиться в любом аэропорту или аэроклубе; а для «Робинсона» требуется высокооктановый бензин LL-100, не производящийся в нашей стране. LL-100 завозится из-за границы, а его ближайшими поставщиками являются польские и финские компании. Это обстоятельство приводит к серьезному удорожанию топлива: по сравнению с керосином — примерно в 3,5 раза. R44 оснащен 260-сильным двигателем «Лайкоминг», мощность которого для достижения гарантированного ресурса 2200 часов ограничили величиной 208 л.с. MD-500, в разных модификациях, оснащается двигателями от 420 до 450 л.с., существуют даже версии с 650 л.с.
Если вы предполагаете летать по выходным дням, то, безусловно, R44 — лучший выбор, поскольку цена его достаточно низкая. Примерно за $600 тысяч с хорошей комплектацией можно приобрести новую машину. За MD-500 в базовой комплектации придется выложить $1,3 млн. При этом важно знать, что ресурс у MD-500 — 5000 часов, а у R44 — 2200 часов.
Поскольку ресурс у «Робинсона» в 2,2 раза меньше, а вы предполагаете летать интенсивно, то через некоторое время столкнетесь с необходимостью его ремонта. В настоящее время это возможно лишь за рубежом и может затянутся на длительное время, что не для всех порой приемлемо.
В отличие от машины «выходного дня», MD-500 — труженик и должен обеспечивать рентабельность полетов с минимальным простоем на земле. Для этого созданы все условия: замена двигателя и редукторов, ресурс которых 3000 часов, производится за 6 часов, и машина снова в полете.
Запуск поршневого двигателя «Лайкоминг» осложняется при температурах ниже 5° C и требует предпусковое подогревающее устройство, а у газотурбинных до –26° C не вызывает никаких трудностей. Если вы приобрели MD-500 и планируете, например, слетать на охоту или решать иные задачи, предполагающие длительное пребывание в отрыве от основных баз, то двигателю дополнительный подогрев от специального оборудования не требуется. Авиация — дело очень серьезное, и будущий владелец должен знать, что газотурбинный двигатель надежнее, чем поршневой, хотя и «Лайкоминги» пользуются хорошей репутацией.
Существенным отличием вертолетов является размещение несущих винтов и их размеры. У «Робинсона» двухлопастной несущий винт диаметром 10 метров вынесен на пилоне достаточно высоко. Это сделано для того, чтобы при его раскрутке лопасти, отклонившись под порывом ветра, не ударили по хвостовой балке или не задели находящихся на земле людей. На MD-500 ротор пятилопастной и имеет существенно меньший диаметр — 8,1 метра. Хотя разница в два метра кажется небольшой, но благодаря этому MD-500 очень часто используют, например, для мониторинга ЛЭП, когда приходится лететь буквально внутри электрических проводов.
Пилотируя вертолет, нередко приходится изменять траекторию полета, причем довольно резко, если это связанно с появлением на пути препятствий. На «Робинсоне», с несущим винтом, расположенным высоко на пилоне, это может привести к возникновению нерасчетных нагрузок и, как следствие, — к потере управляемости, что надо учитывать при полетах в турбулентной атмосфере и динамичном маневрировании. На MD-500 опоры вала несущего винта закреплены на фюзеляже расчалками, снимающими нагрузку с них и позволяющими выполнять фигуры сложного пилотажа без каких-либо последствий для вертолета.
Пилоты R-44 отмечают мягкость пилотирования вертолета, которое обеспечивают гидравлические усилители в системе управления, сглаживающие удары при порывах ветра. Крепление лопастей несущего винта на «пятисотке» с помощью эластомерных шарниров в совокупности с жестким управлением значительно улучшило ее пилотажные качества и позволяет летчику чувствовать каждое его движение. После полета на MD-500, управление которого, построенное на жестких тягах, передающих ваши усилия на несущий и хвостовой винты, способствует «отточенности» пилотирования, что «влюбляет» в машину любого пилота, хоть раз взлетавшего на «пятисотке». И еще одна существенная деталь. У «Робинсона» стабилизатор находится в возмущенном потоке от несущего винта, а у MD-500 — на вершине киля в невозмущенном потоке. Это позволяет более уверенно управлять машиной.
Несколько слов следует сказать о лопастях несущего винта: они хотя и похожи по конструкции, но и различаются существенно. На MD-500 лопасти имеют титановые окантовки носков, снижающие абразивный износ. К тому же лопасти снимаются и навешиваются одним человеком в течение 10 минут и не требуют последующей балансировки, что упрощает хранение в ангарах и транспортировку по автодорогам. У «Робинсона» это делать нельзя, а если вы все же снимете лопасти, то придется балансировать всю несущую систему. Перевозка на трейлере R44 с неснятыми лопастями несущего винта запрещена производителем. Хотя обе машины считаются четырехместными (включая пилота), MD-500 — более комфортабелен, а существующий сертификат позволяет перевозить на нем до пяти человек с достаточными удобствами. К тому же на его борту установлена система кондиционирования воздуха, равномерно распределяемого по всему салону. Поскольку требования заказчиков к комфорту достаточно высоки, то не следует забывать, что длительные полеты пассажиров на R44 в более тесной кабине даже не на полную дальность могут оказаться утомительны.
Очень часто вертолеты используются для охоты. На «Робинсоне» нет сдвижных стекол, из-за этого приходится снимать дверь, а на «пятисотке» к услугам охотников большое окно, предназначенное для видеосъемки. Впрочем, можно снять и двери. Место для багажа в «Робинсоне» позволяет разместить лишь спортивную сумку, перевозка грузов на внешней подвеске производителем не сертифицирована. У MD-500 устанавливаемый подфюзеляжный багажник вмещает два стандартных чемодана европейского класса или иные грузы. Более того, у MD-500 есть вертлюг, допускающий перевозку груза на внешней подвеске. Особой необходимости частному владельцу в этом нет, хотя такая опция может всегда пригодиться, например, перевезти снегоход за несколько сотен километров. На внешней подвеске MD-500 может поднимать до 940 кг, в то время как пустой вертолет весит 673 кг («Робинсон» — около 629 кг).
На MD-500 можно установить двухканальный (в каналах тангажа и крена) или полноценный автопилот, подобный использовавшемуся во время кругосветного перелета в 2005 г. — за 26 дней со средней скоростью 265 км/ч был установлен мировой рекорд в классе однодвигательных вертолетов. Подобные путешествия вполне возможны и на «Робинсоне», если маршрут проложить через базы, где имеется бензин LL-100.
Часто задают вопрос, что делать, если его на трассе нет. В этом случае возможно крайне ограниченное время эксплуатации «Робинсона» на автомобильном бензине с высоким октановым числом. С керосином у нас проблема только одна: есть ли в нем вода. Фильтры, используемые в топливной системе, меняются на «Робинсоне» через 50 часов, а на MD-500 они лишь промываются в ультразвуковой ванне, но каждые 100 часов необходимо техническое обслуживание. Для частника это почти годовая норма. Полозковое шасси обеих машин допускает посадку на неподготовленные площадки, но следует отметить некоторые отличия в их конструкции. На «Робинсоне» к полозкам, жестко связанным с фюзеляжем, крепятся лыжи. На MD-500 опоры полозкового шасси с титановыми накладками снизу прикреплены к фюзеляжу на шарнирах, позволяющих совершать посадку на склонах. На «Робинсоне» это недопустимо. Кроме этого, у MD-500 имеются энергоемкие азотные амортизаторы, исключающие в случае грубой посадки деформацию фюзеляжа. Будущий владелец всегда задается вопросом: сколько человек, как далеко и с какой скоростью может перевозить вертолет. Дальность полета во многом зависит от запаса топлива на его борту. В MD-500 заправки объемом 242 л керосина хватает для полета на расстояние 782 км, а с дополнительным баком (79,5 л) перегонная дальность достигает 1020 км. «Робинсон» способен преодолеть 650 км, а поскольку дополнительные баки на нем не предусмотрены, то для увеличения дальности приходится брать канистры с бензином. Но и в этом случае без промежуточной посадки не обойтись.
Скороподъемность вертолетов — один из важных параметров, если необходимо учитывать полеты в горах. R44 не рассчитан на это, и вертикальная скорость 5 м/с для него вполне достаточна. Он может эксплуатироваться с площадок, расположенных на высоте 1300 м, но только при неполной нагрузке. У MD-500 этот параметр в два раза выше, и статический потолок — 2652 м. Но если кто-то захочет «лазить» по горам, то имеется более высотная машина MD-530 с 650-сильным двигателем, способная садиться на высоте 5500 м.
Важной характеристикой вертолетов считается возможность посадки на воду. У обеих машин предусмотрены надувные съемные поплавки (баллонеты). Они наполняются примерно за две секунды и используются многократно. Но если вы часто летаете над акваторией, то можете поставить жесткие баллонеты, хотя они и тяжелее. Поскольку баллонеты закреплены так, что не касаются земли, вертолеты с ними могут успешно эксплуатироваться и на лыжах, прикрепленных к полозкам. В любом случае надо учитывать, что скорость вертолета, да и все другие его данные будут меньше на 10–15 км/ч.
Зимой не следует забывать, что при посадках в рыхлый снег лыжи проваливаются, поэтому как на «Робинсон», так и на MD-500 необходима установка так называемых расширителей лыж или, как говорят летчики, «медвежьих лап», что позволяет безопасно садиться на глубокий снег.
Затраты на использование вертолета обычно исходят из прямых эксплуатационных расходов. Следует учитывать, что производители их всегда занижают, тем не менее, мы приводим эти цифры: у «Робинсона» — $160–170, у MD-500 — $216 на час полета. Если вы будете составлять бизнес-план, то не забудьте учесть поставку запчастей, удаленность сервисных баз и дислокацию поставщиков топлива…
Все вертолеты могут быть оснащены системами спутниковой навигации, позволяющими летать в любых условиях днем и ночью, хотя R44, в отличие от MD-500, не сертифицирован для инструментального полета. В связи с этим возникает вопрос: доверяете ли вы своему опыту пилотирования? Это очень важно. Многие начинающие пилоты, прошедшие стандартный курс обучения с налетом 42 часа, считают себя вполне способными пилотами, хотя существует практика 100-часового начального пилотирования. Лишь после этого вы фактически становитесь летчиком.
R44 и MD-500 рассчитаны на хранение в ангаре, но MD-500 спроектирован и для хранения под чехлами на открытой площадке. Хотя все вертолеты лучше хранить все-таки в оборудованных закрытых сооружениях.
К настоящему времени выпущено свыше 5000 экземпляров R44, а MD-500 разных модификаций — более 3700. R44 имеет сертификат типа АР МАК, а MD-500 в данный момент сертифицируется и должен получить соответствующий документ к концу 2007 г.