Российский рынок деловой авиации продолжает показывать стремительный рост – парк воздушных судов иностранного производства растет впечатляющими темпами, отечественным рынком активно интересуются громкие зарубежные имена, представляющие всю инфраструктуру бизнес-авиации: операторы, брокеры, поставщики бортового питания, крупнейшие центры обучения, компании, связанные с финансированием, хэндлингом и техническим обслуживанием.
Российский рынок деловой авиации продолжает показывать стремительный рост – парк воздушных судов иностранного производства растет впечатляющими темпами, отечественным рынком активно интересуются громкие зарубежные имена, представляющие всю инфраструктуру бизнес-авиации: операторы, брокеры, поставщики бортового питания, крупнейшие центры обучения, компании, связанные с финансированием, хэндлингом и техническим обслуживанием. В этом году парад активных участников рынка с небывалым размахом состоялся на 3-й Международной выставке бизнес-авиации JET EXPO 2008, судя по которой нынешние тектонические сдвиги мировой экономики, пока не оказывают негативного влияния на темпы развития деловой авиации в России.
Красиво летать не запретишь
JET EXPO, считающаяся полноправным отечественным аналогом американской выставки NBAA и европейской EBACE, собрала весь цвет производителей авиатехники: Bombardier Aerospace, Cessna Aircraft, Gulfstream Aerospace, Hawker Beechcraft, Dassault Aviation, Embraer, EADS Socata, Airbus, AgustaWestland, Bell Helicopter и других. Под крышей выставочного комплекса «Крокус Экспо» были представлены вертолет компании AgustaWestland AW109 Power и макет салона AW139, разработанного специалистами Дома моды Versace; вертолеты Robinson R44 и MD 600. Но самое пристальное внимание оказалось, без сомнения, приковано к статической площадке во Внуково-3: на ней разместилось несколько десятков самолетов административного класса, многие модели которых были продемонстрированы на выставке впервые.
Компания Bombardier Aerospace, выступившая генеральным спонсором мероприятия, привезла в Москву бизнес-джеты всех модельных рядов: LearJet, Challenger и Global. В первый раз на выставке JET EXPO была показана новинка канадской компании: бизнес-джет среднего класса Learjet 60XR, идеально сочетающий в себе отличные скоростные характеристики и стоимость. Приятно отметить, что в салоне Learjet 60XR среднестатистический пассажир может встать во весь рост, что для самолета среднего класса является важным преимуществом. Кристоф Дегумуа, региональный вице-президент по продажам в России и СНГ компании Bombardier, отметил, что российский рынок самолетов бизнес-авиации переживает всплеск, поэтому компания намерена уделить ему самое пристальное внимание. По словам Дегумуа, доля заказов канадского производителя на международном рынке оценивается в 70%, лидирующие позиции по числу оформленных заказов Bombardier Aerospace занимает и в России.
Американская компания Cessna Aircraft не отставала от своего конкурента и показала во Внуково-3 сразу три бизнес-джета популярного семейства: Citation Mustang, Citation XLS и Citation X. Самый «молодой» представитель этого модельного ряда Citation Mustang как и в прошлом году вызвал неподдельный интерес: класс сверхлегких реактивных самолетов, к которому можно отнести Mustang, появился сравнительно недавно и является редким гостем на российских воздушных просторах. В первый день работы JET EXPO российское авиатакси Dexter и компания Cessna Aircraft подписали контракт на сумму 60 млн. долл. США о приобретении в финансовый лизинг 20 самолетов Citation Mustang. Бизнес-джеты будут оснащены дополнительным оборудованием в соответствии с пожеланиями Dexter, включая систему предупреждения столкновения в воздухе, речевой самописец в кабине пилота и бортовой самописец. Начало поставок «мустангов» намечено на 2011 г.
В этом году состоялась московская премьера бизнес-джета среднего класса Hawker 4000. Находившийся в разработке около 7 лет, самолет только этим летом получил долгожданную сертификацию Федерального авиационного агентства США (FAA).
Помимо этого, на статической площадке компания Hawker Beechcraft продемонстрировала бизнес-джеты моделей Hawker 900EX, Hawker 2000EX, Premier 1A, а также турбовинтовой King Air 350.
На московской выставке JET EXPO дебютировал в этом году еще один самолет – настоящий гигант деловой авиации – бизнес-лайнер ACJ. Огромное внутренне пространство самолета позволяет с неограниченной фантазией подойти к компоновке салона: на борту можно спокойно разместить уютную спальню с ванной комнатой, просторную гостиную, столовую и места первого класса, которые без труда могут трансформироваться в диваны. При этом роскошный салон совсем не смотрится «перегруженным».
Французы из Dassault Aviation привезли на JET EXPO самолеты Falcon 50EX, Falcon 2000-й и 900-й серий; авиакомпания Velvet продемонстрировала на статической площадке популярную среди российских владельцев модель Embraer Legacy 600, а европейский оператор VistaJet показала бизнес-джет большого класса Challenger 850.
По сравнению с предыдущими годами, экспозиция турбовинтовых самолетов деловой авиации значительно расширилась. В этом году на статической площадке во Внуково-3 красовались «небесный Феррари» P.180 Avanti II итальянской компании Piaggio Aero, Pilatus РС-12 производства Pilatus Aircraft, TBM 700 французской EADS Socata. «Парад турбопропов» наглядно проиллюстрировал новую тенденцию, наметившуюся в развитии отечественного рынка, – продвижение «нижнего» сегмента самолетов бизнес-авиации. С определенной долей уверенности можно связать появившиеся на российском рынке предложения с начинающимся развитием регионального авиационного сообщения и, как следствие, появлением потребности в «рабочих лошадках».
Небесное сияние красоты
Без сомнения, роскошным украшением делового форума, бриллиантом в диадеме JET EXPO стал финал Международного конкурса красоты среди стюардесс деловой авиации «Королева Неба», который состоялся во второй вечер выставки JET EXPO. Организатором этого яркого проекта стал издательский дом «Легенда Медиа». В номинации «Королева Неба» победила Ольга Карпушкина из кадрового агентства «Элитный экипаж», которой вручили главный приз – поездку в Пхукет, Таиланд. «Принцессой Неба» стала Надежда Малыхина из авиакомпании «ДЖЕТ-2000», а мисс «Небесная улыбка» была выбрана Евгения Венглинская из школы стюардесс «Джет-Севрис».
Расширяя горизонты
JET EXPO уже по традиции рассматривается как индикатор развития отечественной бизнес-авиации: по количеству премьер, участников и представленных самолетов выставка побила свои прошлые рекорды. Статическая площадка во Внуково-3 выросла по сравнению с прошлым годом в количественном отношении и состояла из 24-х самолетов против 15 в 2007 г. Можно с уверенностью сказать, что в этом году успешно завершился трехлетний процесс становления JET EXPO в качестве полноценного бизнес-форума, стратегически важной региональной и международной площадкой премьер и достижений. Если в предыдущие годы к выставке присматривались и оценивали, то в этом году число зарубежных участников красноречиво говорило о заинтересованности мирового авиационного сообщества в стремительно развивающемся российском рынке деловой авиации.