Подход тяжеловеса

Красная Поляна – заповедный уголок Северного Кавказа – пользуется заслуженной славой у туристов и спортсменов. Теперь этому горнолыжному курорту отведена особая роль в зимней Олимпиаде 2014 года.

Олимпийский подряд Ми-26Т

Вертолет Ми-26Т

Красная Поляна – заповедный уголок Северного Кавказа – пользуется заслуженной славой у туристов и спортсменов. Теперь этому горнолыжному курорту отведена особая роль в зимней Олимпиаде 2014 года.


«Подготовка идет в правильном направлении, – отметил председатель Координационной комиссии Международного Олимпийского комитета (МОК) по подготовке Олимпийских игр 2014 года Жан-Клод Килли, побывавший в Красной Поляне в конце апреля. – Я уверен, что спортсмены всего мира, когда они приедут в Сочи в 2014 году, будут потрясены красотой и качеством объектов, на которых им придется состязаться».

Уже и сейчас в Красной Поляне есть чему удивляться. С недавних пор в здешних местах появился вертолет-гигант Ми-26Т, который устанавливает в горах опоры ЛЭП. Эту сложнейшую задачу успешно решают во главе с командиром экипажа летчиком-испытателем I класса Сергеем АГРОВЫМ специалисты ОАО НПК «ПАНХ» из Краснодара.

Наш корреспондент на борту вертолета наблюдал за работой экипажа. А перед вылетом успел задать несколько вопросов участникам уникальной операции.

Вертолет Ми-26ТСергей ПАРШЕНЦЕВ, бортинженер-испытатель I класса: В нашем летном экипаже все – люди заслуженные, опытные. У командира за плечами тридцать семь лет летной работы, одиннадцать тысяч часов налета. Он освоил пять типов вертолетов.

В этом году наш экипаж был особо отмечен за участие в спасательной операции. Мы эвакуировали людей с территории, затопленной разливом Кубани. За эту операцию командир был награжден орденом Мужества, а остальные члены экипажа – медалью «За спасение погибавших».

Сегодня мы выполняем строительно-монтажные работы по установке высоковольтных опор ЛЭП-220. Трасса берет начало в Туапсе и заканчивается в Красной Поляне. Ввод ее в строй позволит обеспечить электроэнергией все олимпийские объекты, которые планируется здесь построить.


Сергей АГРОВ, летчик-испытатель I класса: Связка «командир – оператор» – ключевое звено в работе экипажа. Сегодня обязанности оператора выполняет Сергей Алексеевич Паршенцев. Он наводит меня на груз и дает необходимые команды: «Метр влево!», «Метр вправо!», «Подумай вперед!», «Подумай назад!» Такие специфические команды предусмотрены при выполнении строительно-монтажных работ. От точности выполнения командиром указаний оператора зависит время и результат решения задачи. При установке ЛЭП в работу включаются операторы, наблюдающие за левой и правой полусферами, хвостом машины. Весь летный экипаж – семь человек – активно работает. Плюс бригада наземного обеспечения. Такой вот у нас, образно говоря, олимпийский подряд.

С.П.: Очень сложный рельеф. Мы вынуждены увеличивать длину тросов внешней подвески, что создает дополнительные трудности – значительнее амплитуда колебаний, гасить которые довольно сложно.

Сегодня мы используем систему азимутальной ориентации – экспериментальное оборудование, разработку нашей организации. Ее суть – в использовании двусторонней подвески с двухточечным креплением груза. При этом возможна стабилизация груза бортовыми лебедками ЛПГ-300. И не только стабилизация, но и управление. Так, возможен разворот груза по азимуту в параллельной плоскости несущего винта. На подходе вертолета к монтажному стыку груз ориентируется в направлении, удобном для совмещения технологических осей. Оборудование, которое мы используем, существует пока в единственном экземпляре.

С.А.: Несколько слов о тех, кто работает на земле. Здесь у нас целая бригада наземного обеспечения научного отдела фирмы. На пикете постоянно находится руководитель полетов с радиостанцией. Он определяет направление ветра, поддерживает постоянную связь с экипажем и персоналом заказчика, готов помочь нам в нештатной ситуации. Например, если потребуется срочная отцепка груза в результате пожара на борту или отказа двигателя. При этом мы должны понимать – под нами люди…

Вертолет Ми-26Т…Получив условный сигнал, Сергей Анатольевич прерывает свой рассказ: «Так, запускаемся. Поехали!» Командир спешит к винтокрылой машине. Я направляюсь следом за ним.

Экипаж занимает свои места. Наземная бригада отходит на безопасное расстояние. Взвывает ВСУ. Огромные лопасти плавно приходят в движение, постепенно набирая обороты. Мощный гул и вибрация усиливаются. Словно нехотя, огромная машина отрывается от земли, разметая по сторонам клубы пыли и опавшие прошлогодние листья. С площадки под вертолетом медленно поднимается, распрямляясь в полный рост, опора ЛЭП.  Конструкция полностью отрывается от земли. Выше, еще выше… Машина с грузом неторопливо переходит в горизонтальный полет.

Сверху открывается великолепный вид на величественную горную страну. Ослепительной белизной сверкает заснеженная вершина Аибги. Разбиваясь о камни и уступы, стремительно несет свои воды к морю бурная река Мзымта. Но экипажу не до красот – он полностью поглощен работой.

Под нами пикет. Операторы надевают страхующие пояса. Включены все средства связи. Наш летающий кран плавно маневрирует, подчиняясь опытным рукам Сергея Агрова. И вот... Есть! Конструкция установлена.

Отцепка. Набор высоты. Горизонтальный полет. Задача выполнена! Мы возвращаемся на знакомую площадку. После завершения полета я прошу командира экипажа поделиться своим мнением о необычной винтокрылой машине.

С.А.: Ми-26Т – замечательный вертолет! У него практически нет недостатков. Главное – грамотно его эксплуатировать. В целом машина очень надежная. Все основные системы дублированы. Что меня сегодня беспокоит? Наша смена. Кому я смогу передать свой опыт? Надо решать эту проблему. Больше нужно готовить молодежи к полетам на таких машинах...

После осмотра олимпийских стройплощадок в Красной Поляне председатель Координационной комиссии МОК по подготовке Олимпиады-2014 Жан-Клод Килли подчеркнул: «Здесь, в России, создается очень сильная команда, которая держит будущее этого национального проекта в своих руках. И мы ожидаем поистине удивительные и потрясающие игры в 2014 году. Учитывая то, что мы видели на этой неделе, эта команда воплотит мечту российского народа и спортсменов со всего мира в жизнь».

Пожалуй, здесь стоит добавить, что называть себя достойными членами этой команды вправе все, кто обеспечивает сегодня работу Ми-26Т в Красной Поляне.

К 2008 году построено свыше 300 экземпляров Ми-26, из которых более 20 поставлено в 9 зарубежных стран.

Одна из модификаций вертолета – Ми-26Т – была сертифицирована авиарегистром МАК с учетом требований FAR-29 и получила наименование Ми-26ТС.

Из всех вертолетов, когда-либо строившихся серийно, Ми-26 – самый грузоподъемный в мире.

Рекорды

На Ми-26 был установлен ряд мировых рекордов. Так, 4 февраля 1982 года экипаж летчика-испытателя Г.В. Алферова выполнил полет, в котором с грузом в 25 т удалось достигнуть высоты 4060 м, при этом на 2000 м вертолет поднялся с полетной массой 56 768, 8 кг.

 ОСНОВНЫЕ ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТА Ми-26Т

Длина вертолета, м

33,73

Диаметр несущего винта, м

32,0

Масса пустого вертолета, т

28,6

Нормальная взлетная масса, т

49,6

Максимальная взлетная масса, т

56

Масса полезной нагрузки, т

20

Максимальная скорость полета, км/ч

295

Крейсерская скорость, км/ч

255

Статический потолок, м

1520

Динамический потолок, м

4600

Дальность полета, км

800