Линейка бизнес-джетов компании Dassault Aviation в наши дни достаточно широка. Два двигателя, три двигателя, вертикальные законцовки крыла, электродистанционная система управления... Множество вариантов для нескольких основных моделей, хорошо зарекомендовавших себя на международном рынке.
Линейка бизнес-джетов компании Dassault Aviation в наши дни достаточно широка. Два двигателя, три двигателя, вертикальные законцовки крыла, электродистанционная система управления... Множество вариантов для нескольких основных моделей, хорошо зарекомендовавших себя на международном рынке. Их успех – плод не только прозорливости и умения конструкторов, но и уникального наследия. У этих самолетов есть прямая связь с легендой.
Марсель Блох и его самолеты
Французский конструктор Марсель Блох основал свою первую самолетостроительную компанию Societe d´Etudes Aeronautiques в далеком 1917 году, тогда он проектировал военные самолеты для борьбы с грозными немецкими асами. После Первой мировой в круг его интересов постепенно вошли и гражданские самолеты. Некоторые модели, созданные в период между двумя войнами, имели большой успех.
Практически все военное время Марсель провел в немецких тюрьмах и лагерях, но смог оставаться в курсе всех событий и открытий в мире авиации. Ближе к концу войны он написал коллегам: «в конце этой войны, в ходе которой будут уничтожены корабли, автомобили и самолеты, коммерческая авиация разовьется как никогда раньше и заменит большинство видов транспорта». Неудивительно, что помимо своих знаменитых и революционных истребителей Ouragan, Mystere и Mirage, Марсель всерьез задумался об освоении рынка реактивных гражданских самолетов. После войны он взял фамилию Дассо – псевдоним родного брата, генерала Дариуса Поля, который сражался во французском Сопротивлении, и дал это же семейное имя легендарному самолету, который стал прародителем всей линейки Dassault Falcon.
Un beau petit avion
В начале 60-х, пока в США вовсю анонсировались новые бизнес-джеты, Европа практически безмолвствовала. Местного спроса на самолеты этого класса не наблюдалось, а выйти на формирующийся американский рынок рискнули немногие. Среди этих немногих и был Марсель Дассо, которого ничуть не смутила перспектива создания машины на экспорт – напротив, курс на внешние рынки уже стал одним из приоритетов компании. Конструктор давно хотел создать гражданский реактивный самолет, но ждал появления подходящих двигателей. Ими стали General Electric CF-700 с задним расположением вентилятора — первые компактные турбовентиляторные двигатели, сертифицированные Федеральным авиационным агентством США.
Команда Дассо предложила проект совсем небольшого бизнес-джета, но самому конструктору был нужен салон, в котором можно было бы стоять в полный рост. Он твердо решил, что в его новом самолете пассажиру не нужно будет жертвовать привычным комфортом. Неудивительно, что в итоге конструкторское бюро создало проект с овальным сечением фюзеляжа, в котором были предусмотрены два ряда сидений с «утопленным» проходом между ними. Крыло, прикрепленное к нижней части фюзеляжа, было заимствовано у еще одного легендарного самолета – истребителя Mystere 4. С такими разработками и такой родословной новый самолет просто обязан был завоевать особое место в истории бизнес-авиации.
Одна из важных деталей заключается в особом пожелании главного конструктора. Марсель Дассо хотел, чтобы из Falcon 20 получился un beau petit avion – изящный и красивый самолет. Одного взгляда достаточно, чтобы понять: замысел конструктора удался. Характерное остекление пилотской кабины, скорость, сквозящая в стремительных линиях фюзеляжа, агрессивный профиль крыла, овальные иллюминаторы и большой киль не спутать ни с чем. А уж если посмотреть на эту машину в полете – и вовсе истребитель. Нечасто удается увидеть, как «скучный» бизнес-джет заламывает виражи и щеголяет военными «финтами». Так вот, «Фалькону» это под силу. Именно поэтому он пришелся по вкусу и состоятельным американцам, и военным из разных стран.
Рождение легенды
Первые наброски самолета, названного Mystere 20, появились в ноябре 1961 года, а 4 мая 1963-го уже полетел первый прототип, пока еще оснащенный «временными» двигателями Pratt & Whitney JT12. После установки «родных» двигателей, самолет развивал скорость 860 км/ч и покрывал расстояние до 3300 км. Практический потолок – почти 13 км. В стандартной комплектации на борту могло разместиться 8 пассажиров.
Не только удачная конструкция, но и тщательно продуманные детали помогли бизнес-джету стать одним из лидеров на рынке бизнес-авиации. Так, чтобы обозначить основные направления по доработке и доводке самолета, команда Марселя Дассо совместно с партнером по продвижению в США, компаний Pan American Airways предлагали общественности принять участие в беспрецедентном количестве пробных полетов, а также собрали руководителей авиационных отделов ведущих американских корпораций для выявления наиболее важных моментов, которые нужно было учесть до запуска производства. В итоге первый серийный «Фалькон» был поставлен заказчику в великолепной форме, что наглядно иллюстрируют цифры: именно этот самолет, который совершил первый полет 1 января 1965 г., летал на протяжении 23 лет и в 1988 был передан в музей в Бордо-Мериньяк. Тогда он совершил посадку номер 13 339.
Завоевание Америки
Как уже говорилось, за продажи в США отвечала компания Pan American Airways, которая нарекла самолет Fan Jet Falcon – «турбовентиляторный сокол». Увидев огромный потенциал в разработке Дассо, компания сразу оформила опционы на 140 самолетов. В 1969 г. производственные мощности справились с этим заказом и уже начали строить следующую партию для той же компании. По данным Dassault Aviation, всего было поставлено 515 машин различных модификаций, из которых только 3 были проданы во Франции.
Интересный пример иллюстрирует репутацию самолета и чувства, которые к железной птице может испытывать человек. Самолет Falcon 20, зарегистрированный под номером N8FE, сыграл большую роль в жизни Фреда Смита, основателя компании Federal Express. Когда Смит решил создать сеть срочной доставки посылок, он посчитал, что именно Falcon лучше всего подходит для такой задачи – не только же людей ему перевозить. Оформили заказ, и в 1972 году пришли первые две машины. Одна из них, как раз N8FE, осуществила первую доставку экспресс-почты 17 апреля 1973 года, положив начало новой службе Federal Express. По традиции, самолеты FedEx называют в честь детей служащих. В наши дни имя выбирается в случайном порядке, но первую машину Фред Смит назвал Венди — в честь собственной дочери.
Жизнь в новом веке
Со дня первого полета прошло уже 45 лет, а Falcon 20 и не думает отдыхать. Он не только является незаменимым партнером по бизнесу для часто путешествующих владельцев корпораций и топ-менеджеров, но и исправно несет службу в войсках разных стран. В том числе, 25 самолетов находится в распоряжении Береговой охраны США.
Конечно, на смену Falcon 20 уже пришли молодые сородичи, оборудованные по последнему слову техники, вместительные и быстрые. Но и ветеран не сдает позиций, благо, есть знатоки, которые помогают вдохнуть в самолет новую жизнь. На «двадцатку» можно установить практически все – от новой видеосистемы на борту до современного комплекса авионики и более экономичных турбовентиляторных двигателей, а к новому дизайнерскому интерьеру, конечно же, должна прилагаться бутылка шампанского, чтобы отпраздновать второе рождение легенды.
Источник: Planet Jet Guide 2009