Вечно молодой

Рабочая лошадка гражданского вертолетного флота и самый массовый вертолет в мире Bell-206 отметил в уходящем году 40 лет в эксплуатации. Этот вертолет любим пилотами и инженерами. Благодаря своей надежности и универсальности он стал эталоном, на который равнялись конструкторы последующих поколений гражданских вертолетов.

Рабочая лошадка гражданского вертолетного флота и самый массовый вертолет в мире Bell-206 отметил в уходящем году 40 лет в эксплуатации. Этот вертолет любим пилотами и инженерами. Благодаря своей надежности и универсальности он стал эталоном, на который равнялись конструкторы последующих поколений гражданских вертолетов.

Он звался «Рейнджер»

«Рейнджер» – признанная классика мирового вертолетостроения. Да, у него, как и у любой другой машины, есть недостатки. Но, чтобы вспомнить какие-то отрицательные стороны 206-го, некоторым специалистам требовалось изрядно напрячь память. И не только потому, что неприятности быстро забываются.

История «Рейнджеров» началась с неудачи в тендере. Фирма Bell в начале 60-х была одной из трех компаний, отобранных Министерством обороны США для тендера на контракт по поставкам 4-местного газотурбинного вертолета вместе с компаниями Hiller и Hughes. Bell тендер проиграл, но, чтобы не пропали вложенные в разработку проекта средства, решил развивать коммерческий вариант. Первоначальный проект сочли недостаточно подходящим для коммерческого использования, и после переработки Bell представил макет 206А в 1965 году на  Национальной выставке бизнес-авиации, а  13 января  1967 года  поставил  первые две серийные машины клиентам.

Военным машина тоже понравилась, и армия предложила контракт на поставку ОН-58A, военной версии JetRanger, фирме Bell. Позже и армия, и флот США приняли «модель  206» как основной учебно-тренировочный газотурбинный вертолет.

Популярность JetRanger росла как на дрожжах благодаря удачному сочетанию характеристик вертолета. Но эксплуатантов не устраивал малый объем пассажирской кабины. Bell ответил модификацией фюзеляжа с увеличенным салоном и пассажировместимостью. Этого достигли, установив вставку в фюзеляж и удлинив таким образом салон, что позволило разместить еще два пассажирских кресла. Проектировщики в шутку называли  этот измененный 206В «длинным рейнджером». Название прилипло, и в октябре 1975 года Bell поставил потребителям первый 206L Long Ranger.

Многие пилоты, летавшие как на 206В, так и на 206L, признают, что 206L в целом более удачная модификация. L более приятен в пилотировании, чем В. А пилоты, которым приходится подолгу оставаться в воздухе, вообще считают L-4 (выпускается с 1992 года) самым лучшим вертолетом. Большинство пилотов, дававших оценку, применяли такие определения, как «послушный», «отзывчивый». Некоторые назвали L-4 «очень прощающим». Каждый пилот может поделиться своими предпочтениями, но в любом случае основное преимущество 206-х – это надежность. Эксплуатанты заявляют, что эту машину можно загрузить работой на полную катушку и не ждать от нее неприятностей.

С 1967 года Bell произвел больше 4800 шт. 206А/B и 1700 – 206L. За прошедшие четыре десятилетия десятки тысяч пилотов нескольких поколений управляли этими вертолетами по всему миру. 271 вертолет был произведен по лицензии компанией Agusta. Хотя добрая половина 206-х эксплуатируется в Северной Америке, эти вертолеты летают везде: в Европе, Австралии, Южной Америке, Африке, Юго-Восточной  Азии, а теперь в России и  Украине.

Флот 206-х добросовестно налетал более 55 млн часов, выполняя любую работу: патрулирование, спасение и эвакуацию людей, корпоративный транспорт, в сельском хозяйстве и даже на шельфе на большом удалении от берега.

Основные причины, побуждающие потребителя по-прежнему выбирать 206-й, – это его высокая надежность, простота пилотирования, низкие эксплуатационные расходы. И еще немаловажным фактором остается исключительная техническая поддержка эксплуатантов производителем.


«Рейнджер» разменял пятый десяток и на покой пока не собирается, еще раз подтвердив истину – хорошие вертолеты не стареют!

Источник: АВИ