В России все больше частных заказчиков, которые хотят полетать и готовы покупать легкую авиационную технику. Тем более, что сверхлегкий самолет марки "Птенец" производства кумертауского ОКБ "Ротор" стоит около миллиона рублей. Специалисты конструкторского бюро, отпочковавшегося в 1996 году от знаменитого КумАПП в самостоятельное предприятие, не прекращают разрабатывать новые сверхлегкие летательные аппараты.
Пять-шесть крылатых машин, изготовленных за год в Кумертау, легко находят своих покупателей. Производство не успевает за спросом. Главный конструктор предприятия Виктор Хрибков рассказывает: "Для того, чтобы минимизировать расходы, необходимо поставлять на экспорт десятки летательных машин, пока же каждый из "Птенцов" или дельталетов "Урал" - по сути, авторский образец. На предприятии работает всего около 20 человек. В собственных мастерских осуществляется сборка аппаратов, на летном поле производятся облет, испытания, сложные операции - термичка, гальваника - выполняются в цехах объединения КумАПП. Непосредственно в изготовлении машин на "Роторе" участвуют только пять человек, они к тому же и совмещают несколько профессий. Из года в год растут накладные расходы, увеличивается стоимость материалов. Сейчас алюминиевые листы выгоднее покупать в Америке, а стоимость авиационного керосина выше, чем в Европе. Объединение в самые сложные времена поддерживало клуб и технически, и финансово, за что ему огромное спасибо. В России подобных конструкторских бюро, нацеленных на производство, не наберется и десятка".
Большие надежды возлагают здесь на новую разработку - двухместный сверхлегкий вертолет "Роторфлай", несколько образцов которого собраны и проходят летные испытания. 30 лет отдал этому проекту Борис Яковлевич Поднебеснов, бывший конструктор КумАПП. Эта марка стала известной во многих странах, хотя изготовляется пока в единичных экземплярах и не получила сертификацию, в мире нет соосных вертолетов столь небольших размеров. Интерес к машине вполне обоснован, так как у "Роторфлая" исключены затраты на хвостовой винт, выше КПД несущих винтов, хорошая аэродинамика. В перспективе соосный вертолет сможет развивать скорость до 500 километров в час. После ликвидации в России сельхозавиации, перспективным стало использование вертолетов для обработки посевов, даже с помощью более простой модели - дельталета - в Оренбуржье опыляют сотни гектаров. Соседи за последние годы закупили у "Ротора" более 40 дельталетов, а у нас в республике они пока почему-то востребованы мало. Причем оренбургские фермеры уверены, что именно за счет обработки посевов с кумертауских дельталетов они смогли повысить урожайность на 20-30 процентов.
Автор вертолета не смог в свое время убедить большое авиационное начальство в необходимости именно такой соосной конструкции машины. А в клубе за пять лет разработали этот уникальный летательный аппарат. На Московском авиасалоне 2005 года "Роторфлай" наделал много шума. В Кумертау потом звонили из самых разных уголков планеты, приезжали шесть иностранных делегаций (как только адрес и телефоны находили!). Если бы у "Ротора" в то время было в наличии 500 вертолетов, они бы тут же разлетелись по всему свету в течение месяца. Сейчас страсти поутихли, но цель стать лидером в создании подобных летательных аппаратов у клуба осталась. Каждые три года происходят качественные изменения в конструкциях "Ротора", мелкосерийное, по отдельным заказам производство, несмотря на все сложности, развивается.
Кроме разработки и конструирования сверхлегких летательных аппаратов в клубе активно занимаются спортом. Сюда приходят молодые ребята, и их бесплатно обучают летать, потом они ездят на соревнования, занимают там призовые места. На одном из "крайних", как принято говорить в авиации, сверхлегком самолете "Птенец-2" ведущий пилот клуба Юрий Бушуев неоднократно становился призером чемпионатов и кубков мира.
На вертолет "Роторфлай" здесь смотрят, как на пришельца из будущего, изначально успешного для "Ротора". Начаты работы по сертификации машины в Европе, Германия проявляет к ней особый интерес. Сотни потенциальных покупателей ждут винтокрылую машину и в России, ведь перспективы у нее, по отзывам международных экспертов, просто фантастические!
Источник: Башинформ
На снимке: двухместный сверхлегкий вертолет "Роторфлай".