В прошлом году вертолетостроители AgustaWestland совершили настоящий прорыв на российском рынке.
На первой в России Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2008 подписан долгосрочный контракт и пятилетнее соглашение о дистрибьюции между AgustaWestland, «Оборонпромом» и инвестиционной компанией Loyd's Investments Corp. на сумму 450 млн евро. Это событие стало свидетельством серьезности намерений AgustaWestland и одновременно, прямо со старта, вывело Международную выставку вертолетной индустрии HeliRussia в число ведущих отраслевых выставочных площадок. В июле на авиасалоне Farnborough, развивая задел выставки HeliRussia, компания AgustaWestland и корпорация «Оборонпром» подписали предварительное соглашение о лицензированном производстве вертолета AW139 в России.
Ренцо Лунарди, старший вице-президент компании AgustaWestland, дал интервью для журнала "Вертолетная Индустрия"
- Господин Лунарди, нынешняя выставка JetExpo уже третья по счету. В этом году ее вертолетная составляющая претерпела заметные изменения. Стенд AgustaWestland занимает с выставочной точки зрения, пожалуй, самое выгодное место. Не заметить вас на фоне остальных экспонентов просто невозможно. Но где же ваши главные конкуренты – компания Eurocopter? Почему, на ваш взгляд, они не участвуют в нынешней выставке?
- Возможно, их вертолет сломался где-то в пути. (Смеется).
- Вы шутите. Но давайте поговорим серьезно. Здесь представлен VIP салон вертолета AW139. Но ведь нечто подобное мы видели в прошлом году на выставочном стенде компании Eurocopter – образец дизайнерской пассажирской кабины EC135. Вы повторяете шаги вашего конкурента?
- Ни в коем случае. Все как раз наоборот. Eurocopter сделал свой вариант VIP салона только через два года после нас. Мы были первыми. Сначала мы сделали салон для вертолета Grand. А сегодня презентуем салон для AW139 c дизайном от Versace. Что касается кабины EC135, о которой вы говорите: да, я ее видел. Она произвела на меня неплохое впечатление.
- Насколько успешно вы продаете вертолеты с дизайнерскими пассажирскими салонами?
- К настоящему моменту мы продали десять вертолетов AW139 в подобном исполнении.
- Не кажется ли вам, что сегодня AgustaWestland и Eurocopter превратились, образно говоря, в пепси-колу и кока-колу европейского вертолетного рынка? Как вы делите сферы влияния с вашим главным конкурентом? Как вы уживаетесь с ним в борьбе за рынок?
- С нашими конкурентами мы неплохо уживаемся. Я имею в виду не только Eurocopter, но и Bell Helicopter, Sikorsky. За последние три года мы особых проблем не испытывали. Неплохо торговали. Все рады. И спрос на рынке был. Поэтому мы показываем хороший результат. Мне кажется, самое интересное еще впереди. Сейчас, как вы видите, экономика развитых стран немного притормаживает в развитии. Но это, скорее всего, временное явление. Есть четкое правило: когда рынок развивается – хорошо живется всем, а когда стагнирует - выживает сильнейший.
- Главной движущей силой развития вертолетной индустрии являются государственные заказы. Как в военном, так и в гражданском секторе производства. Но сейчас все большее значение приобретают частные заказчики. Какая доля продаж вашей техники в процентном отношении приходится на эту категорию потребителей?
- Да, вы правы. Мы во многом ориентируемся сегодня на частного покупателя. (Берет ручку и рисует таблицу). Вот посмотрите. По машинам VIP комплектации картина такая: AW119 Koala и AW109 Power – по 50 процентов. AW Grand почти полностью уходит частным заказчикам – 90 процентов. AW-139 – 20 процентов.
- Сегодня на выставке (JetEXPO 2008) представлен вертолет AW109 Power Elite. А какую машину из выпускаемых вашей компанией вы считаете наиболее перспективной для реализации на российском рынке?
- Мне кажется, что все модели имеют хорошие перспективы. Но если смотреть по конкретным моделям, то Grand, вне всяких сомнений - первое место. На второе место я бы поставил 139-ю модель, особенно учитывая то, что мы скоро начнем ее собирать на заводе в России. Эта машина прекрасно подходит для эксплуатации в вашей стране. Совместно с российскими коллегами мы планируем к 2010 году завершить строительство сборочного производства. Если все пойдет как намечено, то первый AW139 собранный в России, будет поставлен заказчику в 2011 году.
- Нет ли у вас желания посоревноваться с Россией в том сегменте вертолетной техники, где она традиционно сильна? Речь идет о вертолетах типа Ми-8, Ми-17. У вас ведь есть машины подобного класса.
- Вертолеты, о которых вы говорите, я бы отнес больше к сфере военного применения. Мы не собираемся конкурировать с Россией в военном секторе. Я возглавляю коммерческий процесс – задаю коммерческую направленность компании. Но мы готовы сотрудничать с Россией в любом сегменте производства вертолетной техники. Наглядный пример такого сотрудничества - начало реализации программы по сборке AW139 в Подмосковье.
- В России сегодня весьма востребована авиационная техника для поиска и спасения людей. Этим занимается министерство по чрезвычайным ситуациям. Вы готовы поставить в Россию вертолеты для экстренных служб, если поступит такой заказ?
- Сегодня нет. В России мы пока продвигаемся коммерческим курсом, реализуем чисто коммерческие проекты.
- С кем из зарубежных партнеров вы наиболее активно сотрудничаете в настоящее время? Что это за программы?
- В Европе мы работаем с компаниями Euocopter и Stork Fokker AESP B.V. по программе вертолета NH90. Наши основные партнеры в США: фирмы Bell Helicopter Textron – программа BA609 Tiltrotor, Boeing – вертолеты Apache AH Mk.1 и CH47F, Lockheed Martin и Bell - изделие US101. С японскими коллегами из Kawasaki Heavy Industries мы реализуем программу AW101 в интересах оборонного ведомства этой страны. Мы активно сотрудничаем с компаниями из Южной Африки (Denel Group), Китая (Jiangxi Changhe Aviation industries Company), Ливии (Libyan Company for Aviation industry) и Турции (TAI).
- Кто сегодня является вашим основным партнером в России? Насколько успешно развивается сотрудничество?
- Наш главный партнер в России – корпорация «Оборонпром». Мы уже подписали соглашение о дистрибьюции. Наряду со строительством предприятия по сборке AW139, планируем организовать в России сеть сервисных центров для обслуживания вертолетов AgustaWestland. Вполне вероятно, что комплектующие для них будут производиться у вас в стране.
- География сотрудничества вашей компании весьма обширна. Вы имеете партнеров далеко за пределами Европы. Сегодня AgustaWestland весьма успешная динамично развивающаяся компания. Но и конкуренты у вас довольно серьезные. Не собирается ли AgustaWestland предпринять усилия для завоевания лидерства в мировой вертолетной индустрии? Если да, каким образом вы намерены это сделать?
- Мы уже являемся одним из лидеров на мировом вертолетном рынке. Все зависит от того, по каким параметрам вы смотрите и оцениваете. Где-то мы – номер один. Где-то – номер два. Рецепт простой – для того, чтобы быть лидирующей компанией, надо просто уметь продавать вертолеты и их обслуживать. И для этого мы развиваем партнерские контакты со всеми странами, заинтересованными в нашей продукции. Схема выглядит так. Мы заключаем соглашения о дистрибьюции. Дистрибьютор покупает у нас очередь и потом перепродает ее другому клиенту. Это нормальная практика. Мы выигрываем за счет таких соглашений о дистрибьюции и проникаем везде, где только можно. В том числе и в России, где нашим дистрибьютером, как я уже говорил, является «Оборонпром».
- Спасибо за ваши ответы. Позвольте пожелать, вам и вашим российским партнерам по бизнесу удачи и процветания.
От редакции:
Итальянские вертолеты в России. Хорошо это или плохо? Сколько они будут стоить? Кто на них будет летать? В этой связи неплохо бы вспомнить далекий 1970 год, когда с конвейера в Тольятти сошла первая итало-советская легковушка ВАЗ 2101 – отечественная версия автомобиля Fiat 124. Обладателем машины в то время мог стать далеко не каждый. Но постепенно автозавод набирал обороты. Машина, как говориться, пошла в массы. В народе ее прозвали «копейкой». Так появился первый советский народный автомобиль, который до сих пор можно встретить в самых разных уголках нашей необъятной родины – жива еще «копейка». И будет жить теперь вечно, благодаря вышедшему в 2002 году на экраны страны художественному фильму Ивана Дыховичного. И завод, построенный итальянцами на берегу Волги в далекие советские времена продолжает исправно выдавать продукцию. И кто знает, может лет так через пятнадцать - двадцать у нас в стране появится первый народный вертолет, собранный на заводе, построенном итальянцами в России. А почему бы и нет?
Источник: Helicopter.su