Хочу предложить Вашему вниманию несколько коротких зарисовок, посвященных вертолетам США. Это своего рода попытка на примере самого мощного в мире вертолетного хозяйства проследить тенденции по основным направлениям развития отрасли.
Хочу предложить Вашему вниманию несколько коротких зарисовок, посвященных вертолетам США. Это своего рода попытка на примере самого мощного в мире вертолетного хозяйства проследить тенденции по основным направлениям развития отрасли.
Материалы, подготовленные по данным HAI, будут построены в следующей последовательности: производство - рынок - использование по назначению, и в завершении - прогнозные оценки мирового рынка вертолетов. Все таблицы построены по принципу: количество, шт./стоимость, в млн долларов. Открывает перечень производство гражданских вертолетов США.
Начиная с 2002 года в США, наблюдается бурный рост производства гражданских вертолетов. Наглядно видно, как с отметки около 400 вертолетов в начале нового века американские вертолетостроители за шесть лет легко преодолели планку в 1000 вертолетов в 2007 году. И, словно "испугавшись своей смелости", замерли в ожидании надвигающегося финансово-экономического кризиса.
Кто из производителей и вертолетов в США и Канаде был самым успешным? Ответ на вопрос ищите в таблице.
Вертолеты | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
---|---|---|---|---|---|
Brantly | 1 | - | 2 | - | - |
Ensrt om | 17 | 23 | 29 | 23 | 19 |
MD Helicopters | 16 | 10 | 3 | 13 | 18 |
Robinson | 422 | 690 | 806 | 749 | 823 |
Schweizer | 38 | 48 | 58 | 61 | 70 |
Sikorsky | 23 | 34 | 4 9 | 52 | 79 |
Итого в США | 517/366 | 805/515 | 947/816 | 898/802 | 1009/1385 |
Bell (Канада) | 105 | 111 | 123 | 159 | 181 |
Примечание - н/д (нет данных)
По количеству вертолетов первое место уверенно занимает Robinson Helicopter, который постоянно бьет свои рекорды (за 5 лет рост в 1,95 раза). В 2008 году производитель поршневых вертолетов установил очередной рекорд - 893. И, тем не менее, наивысшие темпы роста демонстрирует Sikorsky (3,43 раза), даже с учетом последнего приобретения Schweizer (2,44). Неплохая динамика была у Bell (1,72). Восстановил свое производство MD Helicopters. В целом, за шесть лет количество вертолетов выросло в 3,17 раза, а их стоимость - в 3,78 раза. Причем в последние годы темпы роста стоимости заметно опережали - рост численности (только в 2007 г. в 1,5 раза). Если дорожают американские вертолеты, значит, дорожают все вертолеты.
На вопрос, для кого предназначались американские вертолеты, поможет ответить следующая таблица - экспорта вертолетной продукции США в 2007 году.
Вертолеты | Гражданские | Военные | Сумма |
---|---|---|---|
ЛВ | 777 / 212,4 | 326 / 43,8 | 1103 / 256,2 |
ТВ | 124 / 904,7 | 48 / 747,5 | 172 / 1652,2 |
Всего | 901 / 1117,1 | 374 / 791,3 | 1275 /1908,4 |
Примечание - ЛВ и ТВ - легкие и тяжелые вертолеты
Из 1009 гражданских вертолетов, построенных в 2007 году, 901 - на экспорт, соотношение ЛВ и ТВ 6,27:1, а гражданских и военных 2,38:1. Интересно, что 48 военных СВ/ТВ (менее 4%), принесли 40% (!) стоимости. Американцы неплохо зарабатывают на вертолетах (почти 2 млрд. долларов в год), и особенно на военной продукции.
Куда "полетели" американские вертолеты? Экспорт вертолетов (без б/у) из США.
Куда | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
---|---|---|---|---|
Европа | 278 / 99,7 | 299 / 217,4 | 311 / 240,1 | 407 / 514,4 |
Азия | 38 / 48,1 | 44 / 82,4 | 43 / 99,4 | 84 / 349,9 |
Лат. и Центр. Америка | 28 / 55,0 | 42 / 46,7 | 65 / 57,5 | 73 / 80,4 |
Океания | 139 / 23,3 | 191 / 33,6 | 109 / 52,5 | 199 / 58,8 |
Африка | 46 / 38,7 | 78 / 69,5 | 88 / 130,4 | 76 / 51,9 |
Канада и Гренландия | 31 / 37,9 | 40 / 57,8 | 55 / 55,4 | 51 / 38,8 |
Ближний Восток | 7 / 10,2 | 13 / 57,2 | 15 / 36,1 | 11 / 22,8 |
Всего | 567 / 312,9 | 707 / 564,6 | 686 / 671,4 | 901 / 1117,1 |
За 4 года экспорт вертолетов США вырос по количеству в 1,59 раза и по стоимости в 3,57. По регионам, потребляющим американскую вертолетную продукцию, первое место уверенно занимает Европа (и по количеству 1,46, и по стоимости вертолетов в 5,16). Европа - основной потребитель американских вертолетов. На 2-м месте Азия (по стоимости), Латинская и Центральная Америка на 3-м, Океания по стоимости на 4-м, за то по численности на 2-м, потому что покупает "дешевые" вертолеты. А что покупает Америка? Смотрите импорт вертолетов (без б/у) в США.
Откуда | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
---|---|---|---|---|
Канада | 86 / 239,5 | 96 / 221,1 | 118 / 287,0 | 136 / 434,9 |
Франция | 80 / 107,1 | 61 / 73,8 | 68 / 87,7 | 80 / 110,2 |
Германия | 22 / 72,5 | 28 / 92,2 | 52 / 184,2 | 69 / 245,7 |
Италия | 23 / 70,6 | 33 / 123,8 | 19 / 127,4 | 13 / 95,4 |
Другие | 16 / 2,0 | 13 / 2,2 | 1 / 0 | 8 / 2,4 |
Всего | 227 / 491,7 | 231 / 513,1 | 258 / 686,3 | 306 / 888,6 |
Впереди Канада (3/4 продукции канадского отделения компании Bell Helicopter идет в США), на 2-м месте Eurocopter (Франция + Германия), далее идет Agusta (Италия).
Итак, в 2007 году США построили 1009 вертолетов, на экспорт пошел 901 вертолет чуть более чем на 1 млрд., а импортировали 306 вертолетов на 888,6 млн. долларов. Америка может позволить себе покупать "дорогие" вертолеты. Однако американский рынок вертолетов - это уже вторая часть нашего разговора.