Кроме серийного варианта регионального пассажирского самолета Ан-148, АНТК им. Антонова сможет заработать на его VIP-экземплярах
Российская лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), которая финансирует серийное производство Ан-148 на Воронежском авиастроительном объединении (ВАСО), намерена продавать его в бизнес-исполнении. Разработчикам регионального пассажирского самолета из АНТК им. Антонова эта инициатива, помимо престижа, сулит расширение рынка сбыта и до 10% роялти от каждого выпущенного экземпляра.
Ан-148 бизнес-класса получил название Antonov Business Jet (ABJ). В АНТК им. Антонова «ДС» сообщили, что по просьбе ИФК они занимались сертификацией двух компоновочных схем: ABJ (Elit) на 12 пассажирских мест и ABJ (Corporate Shuttle) — на 38. Первая из них является классической компоновкой бизнес-джета, а вторая появилась после маркетингового исследования ИФК и сделана по пожеланиям крупных российских компаний, которые реализуют инвестпроекты в Сибири и на Дальнем Востоке. Учитывая, что базовая модель Ан-148-100 рассчитана для перевозки 70 человек, в обоих ABJ пассажирам будет заметно просторнее.
В 2005 г. АНТК и ВАСО подписали лицензионное соглашение о передаче воронежскому предприятию прав на использование торговой марки, технической документации и изготовление Ан-148. Согласно схеме кооперации часть отсеков фюзеляжа, консольные части крыла и элементы для общей сборки самолета производит киевский авиазавод «Авиант». На харьковском авиапредприятии делают центроплан. На ВАСО изготавливают остальные отсеки фюзеляжа, элементы механизации крыла, хвостовое оперение и осуществляют сборку. В целом же в кооперацию по выпуску Ан-148 вовлечены несколько десятков российских, украинских и зарубежных предприятий. Оплачивает эту деятельность ИФК, которая входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации, а АНТК им. Антонова как разработчик получает роялти за каждый изготовленный экземпляр — до 10% от его стоимости. Как утверждают киевские конструкторы, такая практика сохранится и в случае с ABJ.
В ряду бизнес-джетов ABJ будет конкурировать с бразильским Embraer Lineage 1000, Challenger 850 и Global 5000, выпускаемыми канадской Bombardier, а также Falcon 900EX французской Dassault Aviation. По данным АНТК, из всех этих самолетов ABJ по длине (18,2 м) проигрывает только Embraer Lineage 1000 (25,7 м), по ширине салона (3,15 м) превосходит всех на полметра и более, а по высоте (2 м) на несколько сантиметров больше джетов-конкурентов, что в совокупности дает более просторный салон. В скорости полета (850 км/ч) ABJ уступает только Global 5000 (907 км/ч). В дальности полета (7 тыс. км) детище антоновцев превосходят Global 5000, Falcon 900EX и Embraer Lineage 1000, которые могут осилить порядка 8 тыс. км. Но конкуренты Ан-148 куда более прихотливы в части мест посадки. Конструктивные особенности украинской разработки позволяют ему приземляться и взлетать с плохого покрытия аэродромов, вплоть до грунтового.
В АНТК им. Антонова не называют стоимость каждого экземпляра ABJ. Цена будет определяться качеством отделочных материалов и набором удобств и развлечений на борту. Но понятно, что Corporate Shuttle, а тем более Elit обойдутся покупателям дороже, чем базовый Ан-148 (он стоит порядка $17 млн). Отделкой интерьера ABJ будет заниматься ЗАО «РусАвиаИнтер», которая выполняет аналогичные заказы для правительственной авиакомпании «Россия».
Судя по всему, бизнес-направление реализации проекта производства Ан-148 в ИФК считают весьма перспективным. Согласно программе до 2025 г., утвержденной в Объединенной авиастроительной корпорации, ВАСО предполагает выпустить 564 самолета, из которых 123 — бизнес-класса. Таким образом, каждый пятый Ан-148 будет элитным. А продавать их, помимо России, планируют по всему миру, но особенно активно — в Азии и Латинской Америке. Первым покупателем ABJ уже стала казахстанская авиакомпания «Беркут». Однако она получит его только в IV квартале 2009 г. — примерно на год позже, чем со стапелей ВАСО сойдет первый серийный Ан-148.