Тревор Эслинг: «Наши легкие и средние бизнес-джеты достигнут популярности на российском рынке».

Накануне открытия Jet Expo 2009 корреспонденты Jets.ru встретились с Тревором Эслингом, вице-президентом по международным продажам компании Cessna Aircraft, и задали ему несколько вопросов о событии и о том, как он видит развитие российского рынка бизнес-авиации.

Мировой экономический спад не помешал авиапроизводителям принять участие в 4-й ежегодной международной выставке деловой авиации Jet Expo 2009, которая проходила в Москве в сентябре этого года. Все шесть главных производителей самолетов бизнес-авиации приехали на выставку.

Накануне открытия Jet Expo 2009 корреспонденты Jets.ru встретились с Тревором Эслингом, вице-президентом по международным продажам компании Cessna Aircraft, и задали ему несколько вопросов о событии и о том, как он видит развитие российского рынка бизнес-авиации.

– Как вам атмосфера Jet Expo в этом году?

– Первое, что я заметил, так это то, что выставочная площадь несколько сократилась, и стендов стало меньше. К счастью, на статической экспозиции представлено большое число бизнес-джетов, но, к сожалению, там не представлены самолеты Cessna, так как мы решили не ставить их на статике. Опыт прошедшего года показал, что из-за загруженных московских дорог очень мало посетителей было на статике. Добраться до Внуково-3 достаточно сложно – однажды я потратил на дорогу три с половиной часа, и этого было более чем достаточно.

– Да, это серьезная проблема для Jet Expo. Жаль, что статическая экспозиция находится слишком далеко от стендов.

– Было бы здорово, если бы выставочная территория была бы выполнена по образу EBACE, где все стенды расположены рядом со статикой. Мне бы хотелось узнать, сколько посетителей побывает на статической экспозиции в этом году. Безусловно, в 2008 году выставка прошла слишком тихо из-за того что были остановлены торги на бирже. Экономическая ситуация в России несколько стабилизировалась за последний год, хотя активность на рынке еще на низком уровне. Надеюсь, что выставка будет более оживленной, чем в прошлый раз.

– Интерес к выставке все же высок. Приближаясь к павильону, мы заметили, что стоянка переполнена весьма дорогими авто. Кажется, что посетителей будет много.

– Надеюсь на это. Причина нашего участия проста: мы думаем, что Россия может стать очень серьезным рынком для наших самолетов. Как ни странно, из-за той экономической ситуации, которая сложилась здесь за прошедший год, больше шансов может появиться у бизнес-джетов легкого и среднего классов, которые только выходят на этот рынок. Сегодня люди пришли к пониманию, что самолеты вроде наших Citation Sovereign и Citation XLS+ могут выполнять ту же работу, что и бизнес-джеты больших размеров, но затраты будут значительно меньшими. Думаю, что это растущее понимание послужит тому, что более легкие самолеты, как наши, начнут хорошо продаваться в России.

– Вы в Cessna чувствуете, что рынок стабилизируется?

– Я бы сказал, что да. Посмотрите на статистику полетов: количество рейсов больше не сокращается и остается относительно постоянным в течение двух кварталов. Да и число аннулированных заказов тоже значительно уменьшилось. Поэтому, мы бы сказали, что ситуация стабилизируется.

Мы наблюдали слишком резкое снижение бизнес-показателей во всей отрасли, а что касается Cessna, то за последние 12 месяцев мы были вынуждены сократить около 15% нашего штата сотрудников.

Тем не менее, мы ожидаем, что количество поставок новых бизнес-джетов модели Citation в этом году приблизится к 275 самолетам, что является значительной цифрой, которую мы бы отметили лишь несколько лет назад.

– Есть ли у вас данные по российскому рынку?

– К сожалению, эту информацию мы не раскрываем. У нас было несколько аннулированных заказов в России, но, конечно, были отказы по всему миру – это мировой феномен.
Вы должны помнить, что на этом этапе Россия остается достаточно небольшим рынком для нас. Традиционно, рынок здесь нацелен на самолеты с большими салонами, как Challenger 605. Мы же не покрываем этот сегмент, но, как я уже объяснил, мы полагаем, что наши легкие и средние бизнес-джеты достигнут популярности на российском рынке.

– Да, этот бизнес-джет здесь – один из самых популярных.

– С одной стороны мы были огорчены, что продали не так много самолетов в России, с другой – хорошо, что не было столь большого числа отказов, и мы чувствуем, что спрос сейчас движется в нашем направлении.

– В декабре вы поставили первый Citation XLS+, не так ли?

– Да, верно. А европейскому заказчику первый XLS+ был передан этой весной. Им стала Lufthansa Private Jet.

– Текущие экономические условия оказали негативное воздействие на всех производителей авиационной техники и их производственные планы. А какова ситуация сегодня по программе Columbus?

– Из-за экономического кризиса нам пришлось пересмотреть программу Citation Columbus. К сожалению, паление спроса означало, что мы больше не могли оправдывать крупные инвестиции – предполагалось потратить на разработки около 800 миллионов долларов за 5-6 лет, что уже является огромной суммой. Ясно, что нам бы пришлось ждать 6 лет до первой поставки, а затем еще несколько лет потратить на производство, чтобы окупить инвестиции, – срок немалый. Понадобится много времени, чтобы вернуть затраченные инвестиции, поэтому пройдет некоторое время, прежде чем мы снова возвратимся к вопросу создания бизнес-джета макси-класса с дальностью 4000+ миль.

Все зависит от рынка, но сначала нам нужно вернуться к более адекватным условиям, и увидеть общее улучшение на рынке продаж самолетов.

– Но Columbus как раз может повысить конкурентоспособность компании, особенно здесь, на российском рынке.

– Думаю, что в России есть рынок и для нашей текущей продукции: Citation Sovereign и XLS – лайнеры среднего класса, мало чем отличающиеся от джетов Hawker, которые давно присутствуют на российском рынке. Есть спрос на самолеты этой размерности и есть потенциальные спрос на наши самолеты меньшей размерности, как Citation Mustang и бизнес-джеты серии CJ. Мы нацелены на то, чтобы продавать существующие модели самолетов, а не те, которые могут появиться в будущем.

–Ваши аргументы понятны, но будете ли вы модернизировать существующие машины?

– Уверен, что будем. Если вы посмотрите на Cessna, то почти каждые три года мы представляем новые модели и модернизируем существующие. Мы добавили некоторые улучшения, и Citation 2 стал CJ2+. Вы можете быть уверенными, что мы продолжим модифицировать нашу продукцию в той или иной форме.

– Насколько я помню, за последние 7 лет вы ввели в эксплуатацию более 8 самолетов...

– Исторически, компания Cessna достаточно агрессивно проектировала и выводила на рынок новые модели, как впрочем, и модификации. Эта практика существенно увеличивает наши продажи, и мы будем продолжать действовать в том же ключе, так как это важная часть нашей стратегии.

– Если говорить о «Мустанге» и о концепции сверхлегких бизнес-джетов, то мне кажется, этот сегмент также серьезно пострадал от кризиса. Вы согласны?

– На самом деле количество желающих приобрести самолеты Mustang весьма велико. У нас было несколько отказов, но каждый раз мы смогли перепродать машины. Мы уже поставили более 200 бизнес-джетов Mustang.

– Впечатляюще, особенно учитывая двухгодичную историю поставок.

– Mustang успешная программа. Этот бизнес-джет отлично продается – возможно, даже лучше, чем мы ожидали. Мы получили российскую сертификацию, и надеемся, что начиная со следующего года Dexter начнет принимать поставки всех 20-ти заказанных самолетов.

– Кто в основном заказывает «Мустанги»?

– В настоящий момент, в России главный покупатель – это Dexter. Они уже подписали контракт и внесли депозиты.

Около 75% всех производимых бизнес-джетов Mustang экспортируется на международные рынка за пределами США. Большинство покупателей – из стран Европейского Союза и Бразилии.
Также самолет приобретают чартерные операторы и компании, предлагающие чартерные услуги или авиатакси. Например, в Великобритании в эксплуатации компании Blink находится 7 самолетов, и этот оператор продолжает заказывать новые машины. Кажется, они вполне справляются даже в столь сложных экономических условиях.

В общем, рынок для бизнес-джетов Mustang все еще перспективный.

– Предлагает ли Cessna долевое владение?

– У компании Cessna в США есть CitationAir by Cessna (бывшее название Citation Shares), которая разработала новый подход в долевом владении, но эта компания стоит отдельно.

– Один из самых важных вопросов для заказчика – техническое обслуживание. Какие услуги по сервису вы можете предложить российским клиентам?

– Ситуация у компании Cessna во многом такая же, как и у других производителей. Ближайший центр техобслуживания – Jet Alliance находится в Вене. На раннем этапе развития рынка в России, сложно оправдать инвестиции, необходимые для строительства сервисного центра в этой стране. Для организации той или иной технической службы необходимо определенное количество бортов. И если мы все же решимся, то начнем с создания службы технической поддержки, которая сможет обеспечивать наземное обслуживание самолетов, прилетающих в Москву или базирующихся здесь.

И только после этого мы, возможно, рассмотрим вопрос размещения сервисного центра, но сначала необходимо большее число самолетов.

– Каковы, по-вашему, главные тенденции развития отрасти после кризиса (если, конечно, мы можем сказать, что кризис преодолен)?

– В России сегодня наблюдается движение в сторону соотношения цена-качество, а не к совершению просто показных покупок. Людям все еще нравится удобство и гибкость частной авиации, но, возможно, они захотят получить это за меньшие деньги, чем те, что ушли бы на большой бизнес-джет. Именно поэтому мы ожидаем, что самолеты меньшей размерности станут более популярными.

Я искренне верю, что рынок стабилизируется, но восстановление будет долгим и медленным. Когда ситуация начнет улучшаться, всем производителям потребуется время для восстановления темпов производства – и нам, и Pratt & Whitney, Rockwell Collins и всем остальным.

Обозреватели отрасли ожидают, что будет поставлено меньше новых самолетов, чем в предыдущие годы. Но развивающиеся рынки, такие как в России – площадка, на которой мы можем увидеть растущий спрос.

– Возвращаясь к разговору о Jet Expo: что для вас главное на выставке?

– Мы ожидаем несколько российских заказчиков – некоторым из них в ближайшие месяцы мы поставим несколько самолетов. Когда рынок находится на спаде, важно продемонстрировать свое присутствие и показать, что вы еще остаетесь на рынке. Стоит продолжать общение с потенциальными клиентами, чтобы когда обстановка изменится к лучшему, вы могли бы продать им самолет. Необходимо показать устойчивое положение на рынке, и, надеюсь, этим мы и занимаемся. У нас действительно есть люди, с которыми мы встречаемся и беседуем, независимо от того будем мы продавать им самолет или нет. Постучу по дереву, надеюсь, что будем!
Дмитрий Федотов, Вероника Сипеева
Источник: Jets.ru