Коммерческая история вертолетов Enstrom на территории СНГ могла начаться около 10 лет назад.Первый – и как мы знаем, российский – блин получился комом.
Коммерческая история вертолетов Enstrom на территории СНГ могла начаться около 10 лет назад.Первый – и как мы знаем, российский – блин получился комом. Да таким, что «Энстромы» надолго заслужили у нас репутацию едва не самых негодных вертолетов – тяжелых в управлении (из-за отсутствия гидросистем), с проблемным редуктороми прочей механикой, относительно медленных и дорогих. Впрочем, в ходе продвижения этого продукта на региональный рынок были допущены все возможные ошибки, и благоприятный момент для российского старта был упущен. Если не блистательное будущее, то по крайней мере одна-две продажи в год для вертолетов этой марки могли быть обеспечены в России начиная с 2004–2005 годов.
И вот теперь, вслед за приобретением первого вертолета Enstrom 480В, первый дистрибьютор вертолетов этого производителя появился на Украине – им стала компания «Ротор Украина». На авиасалоне «Авиасвит-XXI», проходившем в Киеве все нтябре этого года, «Ротор Украина» объявлена официальным дистрибьютором вертолетов Enstrom в СНГ, включая Россию.
На авиасалоне мы с главой компании Enstrom Helicopter Corporation Джерри Муллинс (Jerry Mullins) побеседовала Екатерина Сафонова.
Вертолетная индустрия: Кризис затронул всех вертолетных производителей. Какон отразился на Enstrom Helicopter Corporation?
Джерри Муллинс: В последние два года продажи наших вертолетов практически прекратились. Признаюсь, положение нашей компании было очень непростым. Это заставило менеджеров Enstrom Helicopter работать с утроенной энергией.
Но кактолько рынок начал снова расти, нам улыбнулась удача. Мы только что подписали контракты на поставку 46 вертолетов в Японию и Таиланд. Столь крупную сделкудля Enstrom Helicopter можно назвать исторической.
Отмечу,что на сегодняшний день Enstrom Helicopter Corporation выпускает три модификации вертолетов. Это газотурбинный Enstrom 480B,способный перевозить до пяти человек. Его взлетный вес – около 3000 фунтов(1350 кг). Вертолет сертифицирован уже в 40 странах мира.
В.И.: Может быть, Украина не самое лучшее место для газотурбинного Enstrom? Не правильнее ли былоначать здесь с более доступной модели?
Д.M.: Мы решили стартовать свертолета, который считаем лучшим. Украинский рынок достаточно перспективный. Большинство вертолетов российского производства на Украине уже сильно устарели. Кстати, все они с ГТД. Наступило время эксплуатировать более современные и более легкие вертолеты для бизнеса и других целей.
В.И.: Но ведь на Украине есть собственные амбиции по легким и ультралегким машинам – КТ-112«Кадет» и АК1-3?
Д.M.: Обе украинские машины -с поршневыми двигателями. Это делает их, несомненно, более недорогими в эксплуатации. Однако, к примеру, близкий по взлетной массе «Кадет» оснащен двумя маломощными двигателями, причем стоимость силовой установки не на много ниже, чем у однодвигательного Enstrom 480B. Наш вертолет быстрее, маневреннее и весовая отдача выше.
В.И.: Какова себестоимость перевозок на ваших вертолетах?
Д.M.: Для Еnstrom 480В с ГТД себестоимость летного часа составляет $265. Стоимость же самого летательного аппарата на заводе следующая: для газотурбинной модели – около 1 млн. дол. США, для поршневых машин – от 460 тыс. дол. США.
В.И.: То есть за скорость и маневренность придется заплатить хорошую цену?
Д.М.: Как и всегда – преимущества стоят денег. И добавлю, доплатить придется не только за это, но и за комфорт и безопасность. Хотя наша машина вовсе не для перевозки топ-менеджеров. Сейчас мы разрабатываем модификацию для сельского хозяйства с навесным химоборудованием. Из соседней Болгарии уже поступил заказ на несколько вертолетов такого назначения. Надеемся,что этот рынок ожидает подъем в ближайшие три года.
В.И.: Компания Enstrom Helicopter Corporation первой рискнула выйти нарынок легкий пятиместный газотурбинный вертолет. Что изменится с началом поставок вертолета Robinson R66? Собственно, что общего и в чем принципиальные отличия этих двух машин?
Д.M.: R66 имеет меньший взлетный вес по сравнению с E480B – он составляет порядка 2600 фунтов против 3000 у Enstrom. Наш вертолет на 5 узлов быстрее, чем Robinson. Сходством является то, что обе машины могут перевозить пять человек. Очень похожи и масса полезной нагрузки, и дальность, и расход топлива – у E480B и R66 эти параметры практически одинаковы. Основным отличием является уровень безопасности: знаменитый двухлопастный винт Robinson менее надежен, чем трехлопастный Enstrom. Я думаю, Robinson R66 будут покупать в первую очередь частные владельцы. На планы Enstrom появление R66 не должно повлиять, мы будем и дальше продолжать наращивать долю на рынке, поскольку наши вертолеты хорошо зарекомендовали себяза годы эксплуатации.
В.И.: Ваши конкуренты в легкой категории серьезно работают над вертолетами спецназначения. Какие предложение в этой сфере есть у Enstrom Helicopter Corporation?
Д.M.: Наши летательные аппараты также могут оснащаться прожекторами, тепловизионными камерами вносовой части фюзеляжа для поиска и спасения. Сейчас у нас разработана специальная учебно-тренировочная версия «2 + 2» вертолета Enstrom 480B для обучения сразу двух человек, то есть в кабине одновременно могут находиться пилот, второй пилот и двое обучающихся, которые располагаются на задних сиденьях. Это позволяет проводить обучение быстрее, эффективнее, и стоит оно дешевле. Данная модификация оборудована усовершенствованной системой предупреждения о возгорании на борту.
В.И.: А какс обираетесь завоевывать российский рынок?
Д.M.: Я думаю, что российский рынок очень хорош для всех, так как основные российские производители вертолетной техники до сих пор не могут предложить покупателям легкую однодвигательную машину.
В.И.: Но в России есть собственные легкие вертолеты: в ближайшее время начнутся поставки«Ансата», через два-три года на рынок выйдет Ми-34, а следом и малютка «Актай»…
Д.M.: Одними из основных преимуществ, которые мы можем предложить для России, являются безопасность наших вертолетов, надежность технологий. Среди всех производителей вертолетовмы имеем наилучшие показатели безопасности.
Кроме того, нельзя забывать о емкости российского рынка. Он огромен, по объемам его можно сравнивать только с рынком США. Потребность российского рынка в легких вертолетах оценивается в 10 тыс. машин, поэтому мы уверенно рассчитываем на своюдолю.
Перспективы продвижения вертолетов Enstrom на российском рынке прокомментировал координаторкомпании «Ротор Украина» Владимир Копытин.
В.И.: С чего «Ротор Украина» планирует начать возвращение вертолетов Enstrom в Россию?
Владимир Копытин: Прежде всего, совместно с Enstrom Helicopter Corporation мы решили начать работу по российской сертификации вертолета E480B. Понимаю, это будет непросто. До конца 2010 года нами будут открыты дочерняя компанияи торговый офис в Москве. Базирование вертолетов будем осуществлять в Чкаловске – сейчас об этом ведутся переговоры. Техническое обслуживание планируем проводить на базе одной из российских вертолетных компаний. Наш учебный центр обучит и выдаст сертификаты на проведение оперативного технического обслуживания сотрудникам российской компании, базовое обслуживание пока будут осуществлять украинские специалисты. Обучение летного и инженерно-технического персонала мы думаем проводить с выдачей украинского сертификата и последующей его валидацией в России. Дело в том, что в России система обучения несколько отличается от украинской, и намного проще провести валидацию сертификата, чем пытаться создать такой же учебный центр, который мы имеем на Украине. Обучение, конечно же, будет проходить в России.
В.И.: В России нет недостатка в предложении вертолетов. В каком ключе будете подавать «Энстромы»?
В.К.: Enstrom неприхотлив и надежен в эксплуатации. И это очень хорошая машина для обучения: она прощает молодому пилоту многие ошибки пилотирования, а в случае отказа двигателя успешно авторотирует с любой высоты. Силовая установка расположена за кабиной экипажа, сам же каркас кабины усилен, так что даже при грубой посадке остается очень высокая вероятность благополучного исхода. Вертолет многофункционален и может использоваться для охраны границ, правопорядка, патрулирования газопроводов, лесных хозяйств, выполнения АХР, есть и медицинская модификация. На Украине машина заинтересовала представителей многих служб - Минобороны, МЧС и пограничных войск. Думаю, что потребность в подобных вертолетах в России также очень велика.
Источник: Ассоциация вертолетной индустрии