Старые технологии на новый лад

Dassault Aviation оценивает ламинарное обтекание в рамках европейской программы исследований Clean Sky.

 

Компания Dassault Aviation недавно провела успешное летное испытание по оценке возможности применения ламинарного крыла (крыла с ламинарным обтеканием) на больших бизнес джетах. Полет тестового Falcon 7X был выполнен в Центре летных испытаний Dassault в Истре, Франция.

Эти испытания проводятся в рамках европейской программы исследований Clean Sky и являются частью одного из шести направлений демонстрационных технологий - Smart Fixed Wing Aircraft. Программа исследования Clean Sky - это одна из крупнейших научно-исследовательских инициатив Европы, направленная на разработку технологий для более чистых и менее шумных самолетов следующего поколения, которые должны будут введены в эксплуатацию после 2020 года.

В испытательных полетах Falcon 7X применялась новая инфракрасная камера, разработанная компанией FLIR, которая способна измерять температурные градиенты в условиях больших высот, при низкой температуре и давлении окружающей среды. Камера измеряет различие поверхностных температурах между ламинарным и турбулентным областями на горизонтальной хвостовом оперении Falcon 7X. Хотя в проектировании Falcon 7X не применялась технология ламинарного обтекания, было рассчитано, что на больших высотах до 40% верхней поверхности горизонтального оперения приходится на ламинарный режим обтекания. Для экспериментальной проверки этого предположения ИК-камеру разместили в верхней части вертикального оперения.

"Результаты, которые пока еще анализируются в Dassault Aviation и ONERA (Французский национальный центр аэрокосмических исследований) уже позволяют подтвердить действительность предположения о ламинарном обтекании поверхности, как и ожидалось", сказал руководитель проектов по перспективным программам Falcon Филипп Ростана. "Испытания также позволило оценить новые методы измерений и оборудование, которое будет в дальнейшем использоваться в испытательных полетах Dassault, Airbus и других европейских партнеров в более широких областях, таких, как "интеллектуальное ламинарное крыло". Эти испытания будут проходить в 2014 году на самолете-лаборатории Airbus A340-300".

Среди других аэродинамических инноваций, ламинарное крыло имеет достаточно большой потенциал для резкого снижения лобового сопротивления. Крылья с ламинарным обтеканием в настоящее время применяются только на планерах и на малых бизнес джетах. Первоначальные исследования на больших самолетах показывают, что применение ламинарного крыла имеет потенциал снижения сопротивления на 5-10% и соответствующего сокращения потребления топлива и выбросов CO2. Но пока не были проведены демонстрации и исследования в более широком масштабе необходимые для того, чтобы подтвердить возможность эффективного и безопасного применение этой технологии на больших самолетах.

Ранее Dassault Aviation уже провело серию успешных испытательных полетов с экспериментальными ламинарными крыльями в 1986-1989 на Falcon 50. "В настоящее время появились более совершенные инструменты измерения и методы производства, которые позволяют нам изучить и воплотить эти захватывающие результаты в реальности", сказал Ростана.