В нашем вертолетном хозяйстве набирает обороты новая тенденция: "Летаем на своем "старье" и "контрафакте", а заработанные средства вкладываем в "чужое" вертолетостроение".
В нашем вертолетном хозяйстве набирает обороты новая тенденция: "Летаем на своем "старье" и "контрафакте", а заработанные средства вкладываем в "чужое" вертолетостроение". Обратите внимание на последние заказы: R44, AS350/355, ЕС130В4, ЕС135, ЕС145, ЕС175, AW119, AW109, AW139, Bell407/429, MD902N… В планах R66, S-76, EC225 и даже ВА609! От одних обозначений голова может пойти кругом. Российские вложения в дорогостоящую технику отличаются неразборчивостью приобретения, неэффективностью использования, а порой глупейшим повреждением техники и бессмысленной гибелью людей. В чем характерные особенности российской поддержки запанного вертолетостроения?
Во-первых, российская поддержка оказалась как никогда кстати в самый трудный период финансово-экономического кризиса.
Во-вторых поддержка западного вертолетостроения не ограничивается только вертолетами, это и двигатели, оборудование, снаряжение, программное обеспечение, логистическое сопровождение, запасные части, инструмент и приспособления, методики обучения, тренажеры, знания и опыт работы.
В-третьих, западные вертолеты в России достаточно прибыльное дело ("продал вертолет - можно год не работать"), в результате, обострение внутренней конкуренции. Ради будущего пирога вертолетного рынка "отчаянно смелые русские" готовы летать вокруг земного шара, рекламируя технику всему миру.
В-четвертых, непонятна позиция западных вертолетостроителей. Никакого информационного обеспечения, кроме бесконечных пресс-релизов, голой рекламы и шумных презентаций. Никакой реакции на аварии и катастрофы, ни соболезнований семьям погибших, ни методик по действиям в особых случаях в полете. Вместо конференций и семинаров по особенностям эксплуатации вертолетов в России нам с придыханием рассказывают о прелестях "вертолетов для олигархов", скромно умалчивая о стоимости и расходах на эксплуатацию. Много ли найдется желающих в Амурской области, махнуть на винтокрылом Bentley из Обора в Магдагачи?
В-пятых, учитывая, что вертолет - продукция длительного пользования, речь идет не о выборе вертолета, а о смене долгосрочной стратегии на западную философию эксплуатации с английским языком, футами, узлами, дюймовой резьбой, противоположными направлениями вращения и т.п.
Наконец, новая тенденция - наглядная оценка деятельности российских авиационных властей и вертолетостроителей. Одни оторвались от реальности, ничего кроме запретов и пошлин, другие совсем забыли про нужды и приоритеты заказчиков. Пока власти делают вид, что очень заняты (не до вертолетов), а вертолетостроители продолжают хвалить себя, российские эксплуатанты западных вертушек обречены на свободный поиск. Покупают и летают на свой страх и риск, теряя людей, средства и вертолеты!
Евгений Матвеев
Источник: АвиаПорт.Ru