"За 15 лет продаж BBJ, бизнес постоянно развивался. Это позволяло компании естественно подстраиваться под нужды рынка". Интервью Стивена Тэйлора, Главы подразделения Boeing Business Jets
«За 15 лет продаж BBJ бизнес постоянно развивался и трансформировался. Это позволяло компании естественно подстраиваться под нужды рынка. Мы видели, как менялся сам клиент, география продаж. Одна из самых сложных для меня задач – прогнозировать тенденции. Можно говорить об очень больших перспективах в Китае и Индии, и я думаю, что российский рынок скоро продемонстрирует впечатляющий рост» - говорит Стивен Тэйлор, Глава подразделения Boeing Business Jets.
Господин Тэйлор, расскажите, пожалуйста, об итогах работы подразделения Boeing Business Jets в 2011 году (поставки и заказы).
Подразделение Boeing Business Jets получило заказы на 4 самолета – один BBJ, два BBJ2 и один 747-8 VIP. Также, 2 заказа были аннулированы – один BBJ и один BBJ2. Всего же, в 2011 подразделение Boeing Business Jets поставило восемь самолетов BBJ (в 2010 году подразделение BBJ поставило 12 лайнеров, в том числе и два Boeing 777VIP. Это объясняется тем, что на момент разгара кризиса у BBJ были твердые заказы). Всего же портфель заказов компании состоит из 37 самолетов на общую сумму почти в $ 4 млрд.
А как идет работа над проектами широкофюзеляжных лайнеров, в частности Вoeing 747-8 в VIP версии?
Все летные испытания модели 747-8 VIP были завершены. Поставка первого «зеленого» самолета на данный момент назначена на конец февраля. Мы планируем поставить 8 из 9 самолетов 747-8 VIP в 2012. Некоторые из этих самолетов будут отправлены в г. Вичита, штат Канзас для установки салона AeroLoft™ производства Greenpoint Technologies. Остальные будут отправлены непосредственно в модификационный центр, где в течение около двух лет будут разрабатываться и устанавливаться интерьеры салонов по индивидуальным заказам. Хотя мы не разглашаем информацию о клиентах, могу сказать, что в основном это заказы от первых лиц государств, преимущественно с Ближнего Востока.
Объявленная в четвертом квартале 2012 года стоимость 747-8 составляет 300 млн. долларов США. Стоит отметить, что цена на тот же бизнес-лайнер в июле 2010 года составляла 178 млн. долларов США, а модель 787-9 можно было приобрести за 207 млн. долларов. Несмотря на то, что с началом кризиса в 2008 году стоимость самолетов резко упала, в течение последних полутора лет она выросла до прежнего уровня. Разумеется, эта тенденция является положительной для BBJ.
Что же касается ситуации с самолетами Boeing 787-8 и 787-9 в VIP-конфигурации, то в настоящее время мы имеем заказ на 12 самолетов, а поставки начнутся в первом полугодии 2013 года.
Какова, по Вашему мнению, ситуация на российском рынке бизнес перевозок. Его емкость, и насколько он важен для Boeing Business Jets?
Очевидно, что российский рынок деловой авиации приходит в норму после двухлетнего затишья, вызванного мировым экономическим спадом. Российский рынок в значительной степени способствовал успеху самолетов бизнес класса Boeing, представляя на сегодняшний день почти 15% от общего объема продаж. Мы уверены, что российский рынок будет продолжать развиваться, и BBJ будет являться его основным участником.
Узкофюзеляжные BBJ, BBJ2 и BBJ3
Какие регионы – основные заказчики продукции Boeing Business Jets?
С момента своего основания в 1996 году, подразделением Boeing Business Jets было продано 206 самолетов Boeing для VIP, корпоративного и государственного использования. Азия и Китай – регионы с хорошим потенциалом. Клиенты из Китая уникальны: в то время, как европейцы переходят с маленьких бизнес-джетов к среднеразмерным постепенно, и лишь позже приобретают бизнес-лайнеры, клиенты из Китая приходят на выставку, осматривают бизнес-лайнеры BBJ и сразу их покупают. В рамках развития нашей маркетинговой кампании в этом перспективном регионе мы недавно приняли в штат г-на Ли Бинга, который обладает существенным опытом работы на китайском рынке деловой авиации. Мы возлагаем большие надежды на сотрудничество с ним. Регионально же эти продажи распределяются следующим образом:
-
Ближний Восток 32%
-
Северная Америка 27%
-
Европа 20%
-
Азия 17%
-
Африка 2%
-
Латинская Америка 2%
Однако, с недавних пор, скажем, последние 5 лет, мы наблюдаем увеличение доли рынка Европы и Азии за счет Северной Америки и ближнего Востока.
Немного о конвертации. Г-н Тейлор, за последнее время количество заказов на доработку самолетов до бизнес версии увеличивается или наоборот уменьшается. С чем это связано?
Уточним, что такого рода доработки не включаются в наши показатели продаж, так как мы учитываем только новые самолеты, которые первоначально предназначены для эксплуатации в VIP и деловой авиации. Мы в курсе, что некоторые операторы переоборудовали более старые воздушные суда (и несколько новых) в VIP самолеты. В целом, это касается сравнительно небольшого числа операторов. Мы не считаем, что количество операторов, производящих доработки, увеличилось или уменьшилось в значительной степени. Некоторые операторы делают это по причине того, что таким образом у них есть возможность получить самолет дешевле, нежели новый. Однако, такие бывшие в употреблении самолеты часто проигрывают новым самолетам с точки зрения функциональности, эксплуатационных характеристик и непосредственной поддержки компании-производителя.
BBJ привлек BMW Group DesignworksUSA для демонстрации преимуществ 787
Как в Boeing оценивают шаги компании Airbus (с линейкой ACJ) по выходу на североамериканский рынок? Ощущается ли конкуренция, или вы готовы поделиться рынком с «коллегами»?
Линейка ACJ компании Airbus никогда не пользовалась особым спросом в Северной Америке. Мы считаем, что на то есть ряд причин. На наш взгляд, в первые годы продаж они не понимали той значительной разницы, которая присутствует между рынком гражданской авиации и рынком деловой авиации. Однако, наибольший рост рынка самолетов данного сегмента теперь наблюдается в других регионах мира. BBJ продолжает опережать ACJ по объемам продаж в Северной Америке за счет таких значительных преимуществ, как дальность полета (7000 морских миль), комфортность салона (на высоте 41 000 футов, высота в салоне BBJ составляет 6 500 футов по сравнению с высотой в салоне ACJ, которая составляет 8 000 футов), а также более полная стандартная комплектация.
Расскажите, пожалуйста, о структуре BBJ.
BBJ входит в состав корпорации Boeing; мы - небольшая команда, которая прикладывает максимум усилий для налаживания тесных связей и личного контакта с клиентом, который может позволить себе приобрести бизнес-лайнер. На рынке деловой авиации это является своего рода ключом к успеху, который открывает нужные двери. Подразделение BBJ имеет большой опыт работы с VIP-клиентами и стремится удовлетворять все их требования.
В состав BBJ входят 10 менеджеров по продажам и маркетингу, а также еще 40 человек, которые координируют работу программ Boeing Commercial Airplane. Наше подразделение работает сплоченно, оперативно и эффективно, поскольку все мы нацелены на успех проекта.
Источник: BizavWeek # 5 (106)