BBJ с оптимизмом смотрит в будущее

"За 15 лет продаж BBJ, бизнес постоянно развивался. Это позволяло компании естественно подстраиваться под нужды рынка". Интервью Стивена Тэйлора, Главы подразделения Boeing Business Jets

«За 15 лет продаж BBJ бизнес постоянно развивался и трансформировался. Это позволяло компании естественно подстраиваться под нужды рынка. Мы видели, как менялся сам клиент, география продаж. Одна из самых сложных для меня задач – прогнозировать тенденции. Можно говорить об очень больших перспективах в Китае и Индии, и я думаю, что российский рынок скоро продемонстрирует впечатляющий рост» - говорит Стивен Тэйлор, Глава подразделения Boeing Business Jets.

Господин Тэйлор, расскажите, пожалуйста, об итогах работы подразделения Boeing Business Jets в 2011 году (поставки и заказы).

Подразделение Boeing Business Jets получило заказы на 4 самолета – один BBJ, два BBJ2 и один 747-8 VIP. Также, 2 заказа были аннулированы – один BBJ и один BBJ2. Всего же, в 2011 подразделение Boeing Business Jets поставило восемь самолетов BBJ (в 2010 году подразделение BBJ поставило 12 лайнеров, в том числе и два Boeing 777VIP. Это объясняется тем, что на момент разгара кризиса у BBJ были твердые заказы). Всего же портфель заказов компании состоит из 37 самолетов на общую сумму почти в $ 4 млрд.

А как идет работа над проектами широкофюзеляжных лайнеров, в частности Вoeing 747-8 в VIP версии?

Все летные испытания модели 747-8 VIP были завершены. Поставка первого «зеленого» самолета на данный момент назначена на конец февраля. Мы планируем поставить 8 из 9 самолетов 747-8 VIP в 2012. Некоторые из этих самолетов будут отправлены в г. Вичита, штат Канзас для установки салона AeroLoft™ производства Greenpoint Technologies. Остальные будут отправлены непосредственно в модификационный центр, где в течение около двух лет будут разрабатываться и устанавливаться интерьеры салонов по индивидуальным заказам. Хотя мы не разглашаем информацию о клиентах, могу сказать, что в основном это заказы от первых лиц государств, преимущественно с Ближнего Востока.

Объявленная в четвертом квартале 2012 года стоимость 747-8 составляет 300 млн. долларов США. Стоит отметить, что цена на тот же бизнес-лайнер в июле 2010 года составляла 178 млн. долларов США, а модель 787-9 можно было приобрести за 207 млн. долларов. Несмотря на то, что с началом кризиса в 2008 году стоимость самолетов резко упала, в течение последних полутора лет она выросла до прежнего уровня. Разумеется, эта тенденция является положительной для BBJ.

Что же касается ситуации с самолетами Boeing 787-8 и 787-9 в VIP-конфигурации, то в настоящее время мы имеем заказ на 12 самолетов, а поставки начнутся в первом полугодии 2013 года.

Какова, по Вашему мнению, ситуация на российском рынке бизнес перевозок. Его емкость, и насколько он важен для Boeing Business Jets?

Очевидно, что российский рынок деловой авиации приходит в норму после двухлетнего затишья, вызванного мировым экономическим спадом. Российский рынок в значительной степени способствовал успеху самолетов бизнес класса Boeing, представляя на сегодняшний день почти 15% от общего объема продаж. Мы уверены, что российский рынок будет продолжать развиваться, и BBJ будет являться его основным участником.

Узкофюзеляжные BBJ, BBJ2 и BBJ3

Какие регионы – основные заказчики продукции Boeing Business Jets?

С момента своего основания в 1996 году, подразделением Boeing Business Jets было продано 206 самолетов Boeing для VIP, корпоративного и государственного использования. Азия и Китай – регионы с хорошим потенциалом. Клиенты из Китая уникальны: в то время, как европейцы переходят с маленьких бизнес-джетов к среднеразмерным постепенно, и лишь позже приобретают бизнес-лайнеры, клиенты из Китая приходят на выставку, осматривают бизнес-лайнеры BBJ и сразу их покупают. В рамках развития нашей маркетинговой кампании в этом перспективном регионе мы недавно приняли в штат г-на Ли Бинга, который обладает существенным опытом работы на китайском рынке деловой авиации. Мы возлагаем большие надежды на сотрудничество с ним. Регионально же эти продажи распределяются следующим образом:

  • Ближний Восток 32%
  • Северная Америка 27%
  • Европа 20%
  • Азия 17%
  • Африка 2%
  • Латинская Америка 2%

Однако, с недавних пор, скажем, последние 5 лет, мы наблюдаем увеличение доли рынка Европы и Азии за счет Северной Америки и ближнего Востока.

Немного о конвертации. Г-н Тейлор, за последнее время количество заказов на доработку самолетов до бизнес версии увеличивается или наоборот уменьшается. С чем это связано?

Уточним, что такого рода доработки не включаются в наши показатели продаж, так как мы учитываем только новые самолеты, которые первоначально предназначены для эксплуатации в VIP и деловой авиации. Мы в курсе, что некоторые операторы переоборудовали более старые воздушные суда (и несколько новых) в VIP самолеты. В целом, это касается сравнительно небольшого числа операторов. Мы не считаем, что количество операторов, производящих доработки, увеличилось или уменьшилось в значительной степени. Некоторые операторы делают это по причине того, что таким образом у них есть возможность получить самолет дешевле, нежели новый. Однако, такие бывшие в употреблении самолеты часто проигрывают новым самолетам с точки зрения функциональности, эксплуатационных характеристик и непосредственной поддержки компании-производителя.

BBJ привлек BMW Group DesignworksUSA для демонстрации преимуществ 787

Как в Boeing оценивают шаги компании Airbus (с линейкой ACJ) по выходу на североамериканский рынок? Ощущается ли конкуренция, или вы готовы поделиться рынком с «коллегами»?

Линейка ACJ компании Airbus никогда не пользовалась особым спросом в Северной Америке. Мы считаем, что на то есть ряд причин. На наш взгляд, в первые годы продаж они не понимали той значительной разницы, которая присутствует между рынком гражданской авиации и рынком деловой авиации. Однако, наибольший рост рынка самолетов данного сегмента теперь наблюдается в других регионах мира. BBJ продолжает опережать ACJ по объемам продаж в Северной Америке за счет таких значительных преимуществ, как дальность полета (7000 морских миль), комфортность салона (на высоте 41 000 футов, высота в салоне BBJ составляет 6 500 футов по сравнению с высотой в салоне ACJ, которая составляет 8 000 футов), а также более полная стандартная комплектация.

Расскажите, пожалуйста, о структуре BBJ.

BBJ входит в состав корпорации Boeing; мы - небольшая команда, которая прикладывает максимум усилий для налаживания тесных связей и личного контакта с клиентом, который может позволить себе приобрести бизнес-лайнер. На рынке деловой авиации это является своего рода ключом к успеху, который открывает нужные двери. Подразделение BBJ имеет большой опыт работы с VIP-клиентами и стремится удовлетворять все их требования.

В состав BBJ входят 10 менеджеров по продажам и маркетингу, а также еще 40 человек, которые координируют работу программ Boeing Commercial Airplane. Наше подразделение работает сплоченно, оперативно и эффективно, поскольку все мы нацелены на успех проекта.

Источник: BizavWeek # 5 (106)