Страсти по Bell 429

Сразу два европейских производителя вертолетов, Eurocopter и AgustaWestland, предприняли атаки на новый вертолет американского производителя. И в обоих случаях задействованы канадские власти.

 

Сразу два европейских производителя вертолетов, Eurocopter и AgustaWestland, предприняли атаки на новый вертолет американского производителя, пишет Flightglobal. И в обоих случаях задействованы канадские власти.

Bell 429 уже летает в России

Первую претензию выдвинула Министерству транспорта Канады компания AgustaWestland, которая посчитала необоснованным то, что чиновники ведомства одобрили увеличение максимального взлетного веса вертолета на 229 кг, с 3175 кг (7000 фунтов) до 3402 кг. По мнению европейского производителя, такое увеличение взлетного веса переводит Bell 429 в другую категорию со взлетным весом свыше 3175 кг, и поэтому он должен сертифицироваться по более строгим нормам FAR Part 29 (взлетный вес свыше 3175 кг), а не Part 27, по которым в настоящее время сертифицирован вертолет.

Правила Part 29 включают в себя дополнительные требования безопасности. Например, к ним относится возможность продолжение безопасного полета и посадка после столкновения с птицей массой 1 кг на максимальной скорости. Кроме того AgustaWestland указывает на то, что увеличение взлетного веса Bell 429 дает ему явное преимущество на рынке двухдвигательных вертолетов с точки зрения увеличенной дальности полета и/или полезной нагрузки.

По мнению старшего вице-президента по маркетингу AgustaWestland Роберто Гаравалья, это изменение общепринятых правил игры на рынке, и Bell 429 получает грант, который недоступен для вертолетов других производителей. Так например, г-н Гаравалья отмечает, что AgustaWestland, принимая эти «правила», сертифицировала свой Grand New в категории 3175 кг, то есть для максимального взлетного веса по правилам Part 27.

Однако Министерство транспорта Канады на эти претензии отвечает, что при одобрении увеличенного взлетного веса Bell 429 ведомство "приняло во внимание тот факт, что вертолет рассматриваемой модели был построен в соответствии с самыми последними стандартами, в то время как другие модели вертолетов были сертифицированы по старым стандартам. Специалисты министерства также провели оценку рисков для безопасности полетов и пришли к выводу, что это одобрение будет допустимым при соблюдении определенных конструктивных и эксплуатационных условий".

В качестве условий получения права на увеличенный взлетный вес власти потребовали установки на каждый «тяжелый» вертолет Bell 429 переднего стробоскопа для отпугивания птиц, бортового речевого самописеца, системы предупреждения о сближении с землей и радиолокационного высотомера. Такой комплект дооснащения стоит $ 115000 и производитель уже включил его в список опций.

Так же в свое «оправдание» Министерство транспорта Канады заявляет, что пошло на такой исключительный шаг после консультаций с Федеральной авиационной администрацией США (FAA) и Европейским агентством авиационной безопасности (EASA). Канадские чиновники говорят, что если какой-либо другой производитель захочет аналогичное одобрение, то в расчет будут приняты аналогичные соображения. В настоящее время Bell уже подал заявку на получение аналогичного одобрения в FAA и EASA.

Eurocopter зашел с другой стороны на «опасного» конкурента. Через Канадский федеральный суд компания хочет получить с Bell Helicopter денежное возмещение за нарушение патентных прав на полозковое шасси. Производитель считает, что первоначальный дизайн шасси Bell 429 поразительно похож на таковой у одномоторных вертолетов Eurocopter EC120 и EC130.

«В своих выводах суд определил, что Bell арендовал вертолет Eurocopter EC120, который был оснащен запатентованным шасси, изучил его дизайн и скопировал его конструкцию, с целью использования на модели Bell 429», говорится в пресс-релизе Eurocopter, описывающем историю 3,5-летней давности.

На изображениях Bell 429 образца 2006 года действительно ясно видно, что его посадочные полозья очень похожи на шасси EC120. Но более поздние фотографии показывают, что американцы изменили дизайн шасси на менее обтекаемый, который и пошел на серийные машины. Eurocopter утверждает, что Bell «быстро переработал» шасси вертолета сразу после подачи иска в мае 2008 года.

Канадский суд опубликовал свои выводы по этому иску 30 января 2012 года. Было отклонено 15 из 16 исков Eurocopter. «Суд нашел, что только один из 16 исков остается в силе. Нарушение патента имело место в первоначальной, опытной версии шасси, однако, этот вариант никогда не был в серийном производстве или на вертолете переданном клиенту", уточняет Bell.

В свою очередь Eurocopter собирается обжаловать решение суда, так как свой патент компания никогда и никому не передавала, и поэтому необходимо признать использование Bell чужой интеллектуальной собственности. Европейский производитель сейчас готовит аналогичные иски в США и Франции.

Тем не менее, Bell считает проблему с шасси уже решенной, однако комментариев по поводу перехода 429 в другую категорию пока не дает.

Наличие таких незначительных и "весомых" претензий со стороны AgustaWestland и Eurocopter к Bell-429 только лишний раз подтверждают, что компания Bell Helicopter сделала хорошую, современную и прогрессивную машину. Вероятнее всего на усиление активности конкурентов сказываются активное продвижение производителем этого вертолета и подписание контрактов на поставку Bell 429 с различными ключевыми клиентами.