Рынок долевого владения потерял крупного игрока

CitationAir, дочернее предприятие американского производителя самолетов делового класса Cessna Aircraft, эксплуатирующее парк самолетов Cessna Citation, откажется от схемы долевого владения

CitationAir, дочернее предприятие американского производителя самолетов делового класса Cessna Aircraft, эксплуатирующее парк самолетов Cessna Citation, откажется от схемы долевого владения, сообщает Aviation Week. Оператор мотивирует свое решение негативным влиянием продолжающейся экономической нестабильности на рынок бизнес-перевозок, а также успешностью другого своего продукта, программы Jet Card. Отраслевые эксперты полагают, что несмотря на уход с рынка крупного игрока, бизнес-модель долевого владения себя не дискредитирует и останется на рынке, хоть и в меньших масштабах.Оператор CitationAir, работающий по схеме долевого владения с 2000 года и ставший четвертой по количеству участников долевой программой в мире, недавно разослал своим клиентам уведомление о прекращении продаж долей в рамках программы Jet Shares и остановке действия членской программы Jet Access. Таким образом, спектр предложений компаний сократился до двух: предоплаченных часов Jet Card и программы управления ВС Jet Management.

"CitationAir сосредоточится на тех продуктах, которые выявили наибольший спрос", — сказал Уильям Шульц, занявший несколько месяцев назад должность президента компании. По его словам, оператор продолжит сотрудничество с настоящими участниками долевой программы до истечения сроков контрактов, после чего доли будут выкуплены. Согласно данным Jetnet, таких участников на данный момент более четырехсот.

За последние три года рынок услуг долевого владения существенно сократился. Крупнейшие операторы - Flexjet и NetJets – начали сокращения парка и персонала незамедлительно после первых ударов финансового кризиса. Результаты этих мер отразились на смежных отраслях, в частности, на производителях бизнес-джетов, потерявших сотни заказов, и на рынке труда, пополнившемся сотнями уволенных пилотов.

В последнее время, по мере стабилизации отрасли, операторы долевого владения намечают планы возвращения. Так, NetJets в марте прошлого года разместил заказ на 50 самолетов семейства Bombardier Global. Его конкурент, Flight Options, уже приступил к наращиванию парка, пополнив его 14 самолетами Embraer Phenom, Cessna Citation X и Nextant 400XT, причем все они, по свидетельству компании, распроданы. По словам представителей Flight Options в 2011 году было привлечено на 53% больше новых участников, чем в 2010. Однако они признают, что и этот прирост, и ожидаемое пополнение в текущем году, в абсолютных цифрах является довольно скромным. Данную оценку поддерживает и Джо Моггенберг, президент аналитического агентства Argus. Он называет положение дел на рынке долевого участия "стагнацией" и считает, что шаг CitationAir является смелым, но продуманным и взвешенным решением. "Для других операторов долевого владения исход CitationAir может стать тревожным звонком, — считает он, — особенно для тех, кто работает на грани убыточности или вообще никогда не были прибыльными". По его прогнозам, рынок долевого участия, являющийся зрелым рынком, рано или поздно лишится еще одного - двух игроков. Однако Моггенберг отмечает, что в целом крупнейшим провайдерам удалось создать устойчивую инфраструктуру, способную поддержать существование данной бизнес-модели в существующих условиях. Появляются и новые игроки: так, новый оператор Avantair, эксплуатирующий самолеты Piaggio Avanti, почти затмил CitationAir как по численности парка, так и по количеству участников.

Очевидно, для CitationAir схема долевого владения не принесла ожидаемой прибыли, в то время как услуги управления и особенно услуги предоплаченных чартерных рейсов становятся все более востребованными. Согласно данным Jetnet, в управлении компании находятся 17 ВС. Парк, эксплуатируемый по схеме долевого владения, составляет порядка полусотни самолетов Citation. Вряд ли материнская компания пожелает, чтобы все они разом пополнили ряды вторичного рынка. Такой парк может стимулировать оператора развивать чартерное направление. В прошлом году бизнес Jet Card вырос на 45%.

Керри Линч, AVIATION WEEK

Источник: АТО