Лизинг воздушных судов: сэкономить на дублерах

Cокращение дублирующих процедур по техническому обслуживанию самолетов, которые выполняются из-за требований регулирующих властей в разных странах при лизинге ВС, позволит сэкономить миллиарды долларов

Cокращение дублирующих процедур по техническому обслуживанию самолетов, которые выполняются из-за требований регулирующих властей в разных странах при лизинге ВС, позволит сэкономить миллиарды долларов. Это не опечатка — именно миллиарды. Если принять во внимание, что взятые в лизинг воздушные суда составляют около 40% всего мирового парка, то эта цифра может возрасти. Затраты будут увеличиваться, если ситуацию не исправить.

По данным исследования компании SGI Aviation (проведено для Aviation Working Group), рынок авиаперевозок ежегодно тратит 369 млн долл. на ТОиР и модификации, чтобы удовлетворить требования различных авиационных администраций. В сумме это составляет около 7 млрд долл. за 20 лет. "Это плата лишь за перемещение самолетов из одного государства в другое, и эти деньги не должны тратиться ни лизингодателями, ни авиакомпаниями", — говорит старший вице-президент по техническому обслуживанию International Lease Finance Corp. (ILFC), один из участников Aviation Working Group (AWG).

В AWG, которая объединяет лизингодателей, финансовые институты и производителей, говорят, что большая часть (58%) суммы в 7 млрд долл. тратится на то, чтобы выполнить совпадающие требования по безопасности, а 20% — на дублирующие процедуры ТОиР (например, валидацию модификаций, вызванную негармонизированными национальными нормативными базами). Только 15% затрат объясняются расхождениями, не связанными с обеспечением безопасности полетов, например особенностями в аэронавигационных требованиях. Еще 7% возникают из-за разных требований по безопасности.

Помимо 5 млрд долл. прямых избыточных затрат, на проведение этих работ требуется, в среднем, 11,47 дня простоя самолета на земле, а это добавляет еще 2,284 млрд долл. потерь в течение 20 лет. Принимая во внимание увеличивающуюся интенсивность эксплуатации ВС и эффективность, за которую борются перевозчики, может ли кто-либо позволить тратить дополнительное время и деньги?

За один трансфер

Ежегодно

В течение 20 лет

Прямые расходы

0,263

251

5002

Расходы из-за простоя флота

0,123

118

2284

Итого

0,386

369

7286

Расходы, которые возникают из-за несовпадения технических требований при смене самолетом страны базирования (млн долл.) Источник: Aviation Working Group.

Долгосрочная цель AWG — развивать кооперацию между авиационными властями, чтобы сократить те затраты на ТОиР, которые возникают при передаче самолета из одной страны в другую. Сейчас группа работает с различными структурами, в том числе с ICAO, IATA, EASA и FAA. Однако гармонизация требований и исключение дублирующих предписаний потребуют времени. Между тем краткосрочную задачу, поставленную AWG, выполнить гораздо легче: нужно убедить авиакомпании в необходимости более активного перехода к электронной системе ведения записей о проведенных на самолете работах и сокращения бумажного документирования. "Многие лизингодатели уже говорят о том, что нужно перейти к такой практике, и один из наиболее простых в достижении результатов — облегчение анализа существующих записей по ТОиР", — добавляет Путье.

Southwest Airlines пользуется этим методом начиная с 1999 г. Во время проверок или перед возвратом самолетов лизингодателю авиакомпания анализирует и систематизирует все записи по техобслуживанию, а затем обеспечивает к ним онлайн-доступ. При возврате самолета лизингодателю компания передает и три DVD-диска.

"Раньше, когда предыдущий владелец передавал самолет, техническая документация была только на бумаге, она занимала около 20 коробок", — говорит один из представителей ­Southwest. Авиакомпании приходилось искать варианты для размещения этих документов — а это более затратный и менее эффективный метод, чем электронный документооборот. "Главное требование — быть цифровым; пришло время для всей отрасли авиаперевозок следовать этому", — говорит Путье, и с ним трудно не согласиться.

Ли Энн Тегтмайер, AVIATION WEEK

Источник: АТО