Бизнес-авиация по-нижегородски

Сегодня в Нижнем Новгороде можно заказать самолет на самый взыскательный вкус, чтобы слетать на желаемый срок в нужное место земного шара. Правда, заказчиков услуг деловой авиации не так много, как хотелось бы.

Во всем цивилизованном мире индивидуальные деловые авиаперевозки - давно не роскошь, а инструмент развития бизнеса, позволяющий преуспевающим людям значительно экономить дорогое время. Индивидуальные авиаперевозки уже не экзотика и для России, в первую очередь, для обеих столиц и регионов с высокой деловой активностью. Теперь рынок индивидуальных авиаперевозок начинает формироваться в Нижнем Новгороде.

Объем деловых авиаперевозок в среднем по России ежегодно прирастает на 10-15%. В Москве бизнес перевозкам более 10 лет. Нижегородскому рынку деловых авиаперевозок до этого далеко. Серьезные игроки появились на нижегородском рынке авиаперевозок всего пару лет назад. Здесь, как утверждают эксперты, все только начинается.

А есть ли рынок авиаперевозок?

Сегодня в Нижнем Новгороде можно заказать самолет с комфортабельным салоном на самый взыскательный вкус, чтобы слетать на желаемый срок в нужное место земного шара. Правда, заказчиков услуг деловой авиации не так много, как хотелось бы компаниям, оказывающим услуги бизнес-авиации.

Среди десяти авиакомпаний, работающих на нижегородском рынке, только три организуют бизнес-чартеры: формированию нижегородского рынка воздушных бизнес-перевозок во многом препятствует нахождение Нижнего в «тени» Москвы, а также нежелание некоторых местных представителей бизнеса и властных структур «светиться» в своем регионе и потому частенько заказывающих самолеты через столичных операторов.

Замдиректора авиакомпании VipAviaSky Евгений Кислицын считает, что дело даже не столько в приближенности к московскому авиа рынку, столько в особенностях развития нижегородской экономики. По его словам, потребность в деловых авиаперевозках возникает в основном у крупных холдингов при развитии сетевого, филиального бизнеса. Кроме того, подобные перевозки востребованы различными артистическими и спортивными коллективами. Причем авиаперевозки осуществляются, как правило, из того города, где находится «голова» компании.

«В Нижнем Новгороде у нас всего лишь несколько предприятий, которые развивают филиалы в других регионах, в Самаре, Москве, Питере, Ульяновске, - констатирует Е. Кислицын. - Бизнес как таковой сосредоточен в столице, там, как известно, крутится порядка 80% российских денег, сконцентрированы офисы крупных головных управляющих компаний. Неудивительно, что бизнес перелеты осуществляются, как правило, из Москвы».

В свою очередь, у нижегородских пассажиров наиболее популярными являются авиарейсы на Москву, южные направления (летом, в период новогодних каникул и майских праздников), в последнее время наблюдается увеличение числа авиарейсов в страны Евросоюза, Азии, экзотические государства и на острова.

Эксклюзивный авиарейс

«Портрет» постоянного нижегородского клиента компании, занимающейся индивидуальными авиаперевозками, выглядит следующим образом: это представитель крупного, успешно развивающегося бизнеса, руководитель корпорации или менеджер высшего звена (гораздо реже - среднего), для которого проблема скорости передвижения и вопрос престижа находятся на первом месте. Любопытно, что в Америке, которая держит пальму первенства по развитию деловой авиации, несколько иная структура спроса. Из общего объема бизнес-авиа перевозок лишь 14% приходится на высшие эшелоны руководства компаний и столько же на старший руководящий состав, 49 % - на полеты менеджеров среднего звена, 19 % - на рядовых сотрудников (специалистов).

Когда следует воспользоваться индивидуальным авиарейсом?

Например, утром у бизнесмена встреча в Москве, затем деловой обед в Лондоне, а вечером переговоры в Нижнем Новгороде. В подобных ситуациях бизнес джет - оптимальное транспортное средство. Многие представители бизнес-элиты просто не могут позволить себе терять время, подстраиваясь под расписания регулярных авиакомпаний. Гораздо удобнее заказать эксклюзивный авиарейс. Особенно ощутим выигрыш на сложных маршрутах, когда необходимо оперативно добраться, например, в небольшой город Европы или США: вместо одной или нескольких стыковок самолет отправится напрямую в пункт назначения.

Заказ самолета не только позволяет летать именно тогда, когда это необходимо, но и избегать толчеи и потерь времени в аэропортах. При вылете из России пассажир проходит все пограничные и таможенные формальности без очереди и в особом терминале, а по возвращении и вовсе от них избавлен.

Во время путешествия можно в зависимости от цели полета отдохнуть, сконцентрироваться на важных делах, успешно провести переговоры и даже управлять бизнесом с борта воздушного судна, которое оборудовано по последнему слову техники, в том числе мобильной связью и интернетом. Во многих VIP-лайнерах необходимое для эффективной работы оборудование располагается в так называемой офисной зоне салона, где можно устраивать вполне приличные презентации.

Преимущества бизнес-авиации, как отмечают эксперты, в итоге сводятся к повышению работоспособности персонала компании или успешности деловых партнеров. Согласно опросу, проведенному одной американской компанией (США держат пальму первенства по уровню развития бизнес-авиации), пассажиры самолетов деловой авиации проводят время в полете более продуктивно, чем в «конторе», на привычном рабочем месте. Это объясняется отсутствием раздражающих факторов, присущих обычному офису, и мобилизующей обстановкой на борту. Кстати, исследования американских психологов показали, что в первом классе регулярных авиакомпаний многие бизнесмены не могут настроиться на рабочий лад, предпочитая порой обсуждать с попутчиками последние события, дремать или листать глянцевые журналы.

Поднимаясь на борт бизнес-джета, попадаешь в мир роскоши и комфорта. Мягкие кресла и диваны, рассчитанные на длительные перелеты, вышколенный персонал, специальное меню, подобранное сообразно вкусам заказчика. Неудивительно, что, воспользовавшись услугами деловой авиации, многие состоятельные люди без особого энтузиазма относятся к обычным рейсам.

К тому же деловая авиация считается в мире самой безопасной. В целом по России за последний год количество VIP-чартеров выросло втрое.

Плата за персональные крылья

В сфере деловых авиаперевозок не существует жестких тарифов. Эта услуга эксклюзивна и ее стоимость зависит от многих переменных: дальности перелета, количества пассажиров, видов бортового питания (VIP, 1 класс или бизнес-меню), особенностей наземного обслуживания, стоимости обслуживания в том или ином аэропорту, типов самолета и, наконец, цен на топливо.

Кроме того, помимо оплаты полетного времени клиент оплачивает и так называемые промежуточные стоянки в аэропортах, то есть время, когда бизнес-джет и экипаж ждут пассажира. В европейских странах стоянка обходится в среднем порядка 4000 евро в сутки, в России - в несколько раз дешевле.

Кстати, у клиентов, которые заблаговременно делают заказы, есть шанс воспользоваться услугами системы. Речь идет о самолетах, которые, прилетев, допустим, из Дюссельдорфа в Нижний Новгород с VIP-пассажиром на борту, возвращаются обратно пустыми. Подобный «борт» можно арендовать со значительными скидками, даже если путь лежит не в Германию, а, допустим, в Когалым. Однако этот сервмс в России пока только развивается: аналитики прогнозируют, что через 1,5-2 года такой возможностью будут пользоваться многие поклонники высокого полета - все-таки экономия.

Обычно оплата индивидуального рейса производится за три-четыре дня до вылета. В случае срочного заказа может использоваться депозит, принимаются кредитные карты ведущих платежных систем. Для постоянных клиентов компании применяют скидки и гибкие условия оплаты.

В ожидании летной погоды

Как будет развиваться нижегородский рынок деловых авиаперевозок? Участники рынка сошлись в том, что в ближайшие 1,5-2 года ситуация в сфере индивидуальных воздушных перевозок кардинально не изменится. Понятно, что спрос будет расти прямо пропорционально развитию бизнеса, в частности, приходу в регион крупных, в том числе международных, корпораций. Но в ближайшее время битва будет продолжаться за каждого нижегородского клиента.

Источник: BizavWeek # 15 (116)