"Наши доводы о 12 часах летного времени и двух технических посадках, к счастью, не убедили пассажиров отказаться от намерения лететь в Южную Африку именно на Hawker 750..." Рассказывает Артем Степанов, шеф-пилот Unijet
Обычно на дальние маршруты клиенты предпочитают брать большие самолеты. Однако есть и «оригиналы». Рейс из Европы в Южную Африку на Hawler 750 - это довольно нестандартное решение. Рассказывает Артем Степанов, управляющий директор/шеф-пилот Unijet.
После нескольких лет полетов по старушке Европе не остается неизвестных маршрутов и городов, где бы ты ни отметился кружкой местного пива. Начинаешь немного завидовать пилотам дальнемагистральных лайнеров и дальнобойных частных Gulfstream и Global, перед которыми нет белых пятен на карте. Поэтому мы были и рады и несколько удивлены планам наших пассажиров слетать на Hawker 750 в южную Африку на несколько дней, дабы насладиться всеми прелестями этой далекой и загадочной страны. Признаться, до этого путешествия наши дневные перелеты редко превышали 2-3 часа среднеевропейского расстояния от А до В. Для чего, собственно, машины класса нашего Hawker и предназначены. Наши доводы о 12 часах летного времени и двух технических посадках, к счастью, не убедили пассажиров отказаться от намерения лететь именно на Hawker.
Итак, первый маршрут Женева-Сан Сити задан, и проложив ортодромию в джепсене мы увидели, что путь пролегает почти по центу Африки, чуть ближе к атлантическому побережью. С учетом необходимости двух дозаправок не самый оптимальный маршрут, принимая во внимание, что практически все страны по этому пути следования не входят в стандартное страховое покрытие. Коллегиальным решением сдвигаем маршрут на восток в сторону цивилизованных, по африканским меркам, стран и смиряясь с лишним часом летного времени, и получаем в итоге посадки в Асуане, самом южном городе Египта, и Найроби, Кения. Должны успеть долететь за световой день, в Южной Африке разгар лета и темнеет поздно. Планируем вылет из Женевы на открытие аэропорта в 07:00.
День настал, самолет готов, сумки пассажиров, специально сшитые по размерам и форме внешнего багажника нашего Hawker 750, загружены, сэндвичи для экипажа тоже - запрашиваем разрешения на взлет, еще сонный дежурный Jet Aviation убирает колодки и машет рукой на прощание. Оставив позади рассветный Монблан и утреннюю Италию, пересекаем Средиземное море и влетаем в Египет. Здесь не заблудишься; полоска Нила и зелени вокруг реки всегда видна среди бескрайней желто-красной пустыни. Так и спускаемся вдоль Нила на юг и садимся в Асуане. Заправщик уже ждет на перроне, пожилой представитель хендлинга пытается говорить по-русски, говорит, учил еще во времена, когда советские специалисты строили здесь плотину на Ниле.
iPhone помог запечатлеть красоты Черного континента
Полчаса, и взлетаем на Найроби, пока идем по графику. Еще 2 часа вдоль Нила через Судан, связь с диспетчером практически отсутствует - похоже, здесь это нормальное явление. Через 4 часа доходим до Найроби, приятно удивил аэропорт - шикарная полоса, большой трафик, новые самолеты у Kenya airways - практически полноценный хаб, за час нашей стоянки увидели лайнеры всех крупных европейских авиакомпаний. Высота полосы над уровнем моря почти 2000м, после взлета срабатывает сигнализация недостаточного давления в топливных баках, но после выполнения чек-листа пропадает. Спокойно выдыхаем и набираем высоту дальше. Пролетаем над Килиманджаро, пересекаем экватор; здесь всегда трясет. Вокруг стоят грозовые очаги, поднимающиеся порой до 14-15 км, это выше нашего максимального эшелона 41000 футов. Да, в наших широтах такого не встретишь. Ночью нужно быть особенно внимательными, но Нawker международный аэропорт, построенный для одноименного национально парка. Уже ночь, диспетчер включает освещение полосы специально для нас, сегодня мы у них единственный прилет. Если бы вокруг был населенный пункт, то признаться, мы бы не смогли отличить освещение полосы от остальных огней города, из всего освещения только маяки торцов и осевые огни, которые мы разглядели только на земле. Пометка в Jeppesenen «Birds and monkey activity on runway» оказалась правдивой, за несколько минут руления полосу то и дело перебегали и перелетали многочисленные представители фауны саванны. Терминал представлял собой большое бунгало, в котором умудрялись находиться все службы аэропорта от пограничного контроля до топливной компании. На следующий день прилетел частный BBJ и занял собой все остальное место на перроне. Можно перевести дух, наш Hawker не подвел, впереди пара дней отдыха.
Следующие пункты назначения похожи друг на друга как две капли воды - небольшие аэропорты, затерянные в многочисленных национальных парках - Полокванэ, Нейлспруит, Крюгер Маланга. В свободное от перелетов время арендуем машину и наслаждаемся местными красотами; разнообразие флоры и фауны действительно впечатляет, всем находится место на этой благодатной земле. Теория естественного отбора в ее абсолютном выражении. Столь же разнообразно и местное население; можно встретить людей любого цвета кожи и разреза глаз. А уж количество языков и диалектов коренного негритянского населения просто не поддается подсчету, только государственных языков 11 - нвази, зулу, комба... и еще много с труднопроизносимыми названиями. Все говорят по-английски, но некоторых товарищей довольно трудно понять. Белое население немногочисленно, живет компактными группами и говорит помимо английского на странном языке африкаанс, смесь старого голландского, немецкого и английского.
В последний день пассажиры приглашают нас на гольф-поле. Мы не профессионалы, но даже нас впечатлила последняя лунка, расположенная у подножия плато - вертолет забрасывает игрока на плато что бы ударить с самого края обрыва высотой около 400 метров. Прямое попадание в лунку внизу оценивается призом в 1 миллион североамериканских денег, но думаю награда будет еще очень долго ждать такого счастливчика.
Дальше путь наш лежал вдоль берега Дурбан-Джордж-Кейптаун. В каждом городе новый отличный аэропорт; все это было построено к чемпионату мира по футболу 2010 года. Кое-где даже еще остались висеть приветствия. В Джордже останавливаемся в частном guest-house прямо на берегу океана. Нас предупреждают, что в океан больше чем по пояс не заходить, очень сильный прилив-отлив и очень много акул. Хозяин guest house много рассказал о стране и местных особенностях и даже повозил нас по окрестностям. Эта провинция Western Cape, последняя в Южной Африке где пока белый губернатор и правительство, поэтому многие белые переезжают сюда со всей страны. А вообще, многие из них откровенно признаются в частных беседах, что не видят будущего для своих детей и внуков в этой стране, поэтому более молодые белые постепенно уезжают в Европу и Америку.
На подходе Кейптаун
Крайний город в ЮАР для нас - Кейптаун. На заходе диспетчер поинтересовался откуда мы, и сам(!) предложил выполнить визуальный круг над городом, это был один из самых красивых видов, которые мы когда либо видели. Вот бы над Москвой так! Внизу проплыл деловой центр, новый красавец-стадион, трущобы на окраинах и Robin Island, остров-тюрьма, где Нельсон Мандела провел 25 очевидно незабываемых лет своей жизни. Выполнив обязательную часть туристической программы, мы, забравшись на гору Table Mountain и полюбовавшись действительно фантастическими видами мыса Доброй надежды, собираемся в долгий обратный путь.
Из Кейптауна до Найроби нам уже напрямую не дойти, это самая южная точка Африки. Поэтому нужна еще одна посадка. Да, нас ждет не близкий путь, особенно учитывая пожелания наших пассажиров лететь ночью, чтобы быть в Женеве утром. Итак, Кейптаун-Полокванэ-Найроби-Луксор-Женева, 18 часов пути. Просим запуск в Capetown Int ровно в 15:00, должны быть в Женеве в 7 утра следующего дня. Если конечно африканские хэндлинги по пути следования, отличающиеся своей неторопливостью, совсем не уснут в ночное время. До Луксора доходим точно по графику, осталось последнее, самое длинное, плечо, для 750-го предельное расстояние. Ветер все время сильный встречно-боковой, да еще египетский диспетчер не дает набрать наши 40000 футов и держит ниже до самой границы. Понимаем, что к Женеве подлетим уже на пределе, и на всякий случай, не сговариваясь, тянемся к сборникам. Но над средиземным морем ветер стих, а над Италией и вовсе сделался попутным. Первыми садимся в Женеве точно по расписанию, прощаемся с уставшими, но очень довольными пассажирами, пора и нам перевести дух.Спасибо тебе, добрый друг Hawker, не подвел в дальнем интересном путешествии. Пассажиры настолько прониклись этим полетом, что планируют теперь полететь на Нawker и еще дальше. Южная Америка и даже Австралия не за горами. А зачем большее, если есть проверенный старый добрый Hawker. Новый маршрут, надежный самолет, проверенный экипаж, пунктуальные пассажиры - что еще нужно для хорошего полета?
Да, и еще, спасибо старику Джобсу. С его Айфонами-Айпэдами и наличием на борту Hawker WiFi полет проходил значительно быстрее и интереснее.
Источник: BizavWeek # 16 (117)