Сегодня на их отсутствие закрывают глаза, но уже с 1 июля все может измениться. Экипажам европейских авиакомпаний в России придется дожидаться обратного рейса прямо в салоне самолета
Сегодня на их отсутствие закрывают глаза, но уже с 1 июля все может измениться. Экипажам европейских авиакомпаний в России придется дожидаться обратного рейса прямо в салоне самолета. В крайнем случае, как рассказали «Известиям» в нескольких заинтересованных ведомствах, экипажам предложат проводить время в комнате отдыха, то есть нормально отдохнуть в гостинице за пределами аэропорта ни пилотам, ни стюардам не удастся.
Причина проста: с 1 июля от иностранных пилотов и бортпроводников при проходе через таможню могут потребовать въездные визы, на отсутствие которых сегодня закрывают глаза, «проявляя политическую волю», подтверждает в разговоре с «Известиями» посол по особым поручениям МИД России Анвар Азимов.
— В этом случае экипажи из ЕС будут беспрепятственно пересекать воздушное пространство России, но не смогут свободно передвигаться по территории страны, например выезжать в отель или посещать экскурсии. Им придется ждать стыковочных (если транзит) или обратных рейсов либо на борту самолета, либо в комнате отдыха, что, конечно, крайне неудобно, — рассказал «Известиям» источник в Генпрокуратуре.
В пресс-службе Минтранса заявили, что вопрос пересечения границы России членами экипажей зарубежных авиакомпаний «находится в компетенции МИДа».
Это не односторонний акт России, говорит собеседник в МИДе, пожелавший остаться неназванным. Просто при ратификации Чикагской конвенции международной гражданской авиации IСАО (документ подписан 52 странами в Чикаго в конце 1944 года и с тех пор претерпел восемь редакций, для СССР конвенция вступила в силу в конце 1970 года) советская сторона внесла в текст оговорку в отношении виз.
— Это универсальный международный договор, который применяется всеми странами так или иначе. Мы эту конвенцию тоже применяем, но не по части виз, — говорит источник.
До настоящего момента на поправку закрывали глаза, однако принято решение, что поскольку переговоры об упрощении визового режима с ЕС затягиваются (в обновленном документе как раз планировалось прописать возможность безвизового посещения экипажами воздушных и морских гражданских судов обеих сторон на период 90 дней в течение полугода), Генпрокуратура может потребовать неукоснительного исполнения закона, утверждает он.
В немецкой авиакомпании Lufthansa заявили, что пока ничего о нововведении не слышали и будут дожидаться результатов переговоров политиков.
В представительстве ЕС в России рассчитывают, что нынешний режим безвизовых поездок для экипажей сохранится.
— Введение виз для экипажей не соответствует тенденции, которая присутствует в наших взаимоотношениях с российскими партнерами, — заявил «Известиям» пресс-секретарь представительства ЕС в России Сорен Либориус.
Время для решения потенциальной проблемы еще есть, считает посол Анвар Азимов. Это могло бы произойти, к примеру, во время планируемого на начала мая в Санкт-Петербурге саммита Россия-ЕС, говорит он. Там в случае успешных переговоров с Брюсселем можно было бы и объявить, что стороны договорились по новому документу (модернизации соглашения 2006 года об облегчении визового режима между РФ и ЕС).
— Российская сторона с учетом чувствительности вопросов постарается поступить гибко относительно предоставления безвизового режима для экипажей, чтобы не нанести ущерб нашему авиационному сообщению. Мы исходим из того, чтобы договориться можно, нужно и реально, — считает Азимов.
По словам источника «Известий» в Генпрокуратуре, пока предписание на визовый режим в отношении членов экипажей самолетов в пограничную службу и ФСБ не уходило.
Источник: Известия