С инцидентами в небе над Москвой разберутся суд и прокуроры

Центр управления воздушным движением и авиадиспетчеры обвиняют друг друга в искажении информации о случаях опасного сближения самолетов

 

Скандал вокруг случаев опасного сближения самолетов над Москвой получил продолжение. Руководство Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) подало в суд на профсоюз авиадиспетчеров (ФПАД) за распространение в СМИ информации о таких инцидентах. Лидеры профсоюза в свою очередь просят Ространснадзор и транспортную прокуратуру расследовать эти случаи и наказать виновных.

Как рассказали «Известиям» в Московском центре АУВД, причиной обращения в суд стали появившиеся в мае сообщения в прессе. В них говорилось, что количество аварийных ситуаций в воздухе над столичным регионом стремительно растет: только за последние три с половиной месяца над Москвой едва не столкнулись шесть самолетов. Журналисты ссылались на данные ФПАД.

По версии профсоюза, 7 марта 2012 года в московском аэропорту Домодедово при заходе на посадку на высоте 3,6 тыс. м едва не столкнулись А-321 авиакомпании Swiss Air и Boeing-737 компании «Ямал». За 15 секунд до возможной трагедии сработала система предупреждения.

Следующее опасное сближение случилось 22 марта в столичном аэропорту Остафьево, когда во время взлета самолет Falcon-900 «Газпромавиа» оказался в критической близости от самолета ATR-72 авиакомпании UtAir.

Третий инцидент, по сведениям диспетчеров, произошел 25 апреля во Внуково, где два Boeing-737 авиакомпаний «Трансаэро» и Lufthansa едва не столкнулись друг с другом при заходе на посадку.

По мнению лидера ФПАД Сергея Ковалева, информация о подобных инцидентах скрывалась руководством АУВД, а большинство случаев классифицировалось как «нарушение интервала движения».

В МЦ АУВД утверждают, что «фальсификациями» расследований чрезвычайных ситуаций в воздухе не занимаются.

— Существует Федеральное агентство воздушного транспорта, которое расследует каждый случай и классифицирует его как инцидент или опасное сближение, — заявила «Известиям» сотрудник пресс-службы АУВД Эльвира Ханко. — На данный момент зафиксировано и расследовано два случая опасных сближений: 22 марта и 25 апреля. Больше сближений не было.

По словам Ханко, скрыть подобное происшествие в воздухе невозможно.

— За работой авиадиспетчера ведется непрерывный контроль. Вся информация записывается на видео- и магнитные носители в режиме реального времени, — пояснила «Известиям» Ханко. — В случае нарушения интервалов, все записи опечатываются, информация электронно документируется на соответствующих носителях, откуда изъять ее невозможно.

Руководство МЦ АУВД решило не оставлять без последствий слова президента ФПАД Сергея Ковалева о том, что «три случая опасного сближения — цифра критиче­ская». Ведомство обратилось в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации, потребовало опровергнуть ряд заявлений и взыскать с профсоюзного лидера компенсацию в размере один рубль.

Сам Ковалев считает, что руководители МЦ АУВД лукавят.

— Все три опасных сближения, произошедших в первом квартале 2012 года, первоначально отрицались руководством предприятия, — утверждает Ковалев.

Авиадиспетчер уверен, что опасное сближение самолетов 7 марта в Домодедово фактически не расследовалось.

— Не оценивалась реальная воздушная обстановка и видеокартинка на мониторе диспетчера УВД, — поясняет Ковалев. — Например, был момент, когда монитор показывал, что самолеты уже разошлись, хотя они еще только шли навстречу друг другу. Я уже подал заявление в Ространснадзор и прокуратуру, чтобы они провели свое расследование инцидента.

По словам Ковалева, за I квартал 2012 года на самолетах в небе над Москвой 14 раз срабатывала ТКАС (Система предупреждения об опасности столкновения, срабатывающая на воздушном судне).

— Cейчас ответственность за все сближения полностью возложена на диспетчеров, которые стали заложниками технических и организационных проблем, — заявил «Известиям» Ковалев. — Вот только работают диспетчеры на устаревшем оборудовании, а нормы пропускной способности отсутствуют. На одного диспетчера приходится по десять самолетов.

По его словам, существуют так называемые «блатные авиакомпании». Самолеты этих авиаперевозчиков диспетчеры обязаны заводить на посадку вне очереди и так же отправлять. По мнению профсоюзного лидера, отвечать за все инциденты должны не только диспетчеры, но и их начальство.

Источник: Известия