Авиатопливо начало дорожать

В начале сентября авиакеросин подорожал почти на 6%. Это наиболее заметный подъем цен за последние несколько месяцев

Цены на авиатопливо в России вновь начали расти. В начале сентября авиакеросин подорожал почти на 6%. Это наиболее заметный подъем цен за последние несколько месяцев. Эксперты объясняют рост реакцией на конъюнктуру мирового нефтяного рынка. Дефицита топлива, подобного тому, что был год назад в Московском регионе, участники рынка не ожидают.



В конце августа и первую неделю сентября стоимость авиатоплива начала расти. По данным ИАЦ "Кортес", по итогам первой недели сентября оптовая цена тонны авиакеросина в московском авиационном узле составила 29 тыс. руб. с учетом НДС, на 5,6% больше показателя конца августа (27,5 тыс. руб. за тонну). Это первый заметный подъем цен с начала лета. В июне оптовая цена за тонну составляла 26,1 тыс. руб. Директор по развитию "Кортеса" Павел Строков пояснил "Ъ", что повышение цен было продиктовано объективными причинами, связанными с ростом мирового рынка: "Керосин - глобальный продукт, поэтому российские производители не могли торговать себе в убыток на фоне глобального подорожания нефтепродуктов, в том числе керосина. В результате были повышены цены".

Источники, близкие к топливозаправочным компаниям (ТЗК), пояснили "Ъ", что в августе в Европе наблюдался рост цен на керосин примерно на 7% (в среднем на $60). Эта тенденция продолжилась и в сентябре. В абсолютном выражении за август-сентябрь тонна керосина в европейских аэропортах подорожала примерно на $100. По словам руководителя департамента стратегических исследований Российского энергетического агентства Александра Курдина, "в последние два месяца повышение биржевых цен на авиатопливо было отмечено во всех основных регионах мира: по сравнению с началом июля цены в Роттердаме, Сингапуре и на рынках США увеличились к середине сентября на 25-30%".

Наиболее заметное подорожание было зафиксировано в крупнейших аэропортах. По данным Центра регистрации тарифов (ЦРТ) при Транспортной клиринговой палате, в сентябре отпускная цена на авиатопливо выросла во всех аэропортах московского авиаузла (МАУ), что связывается с ростом цен на авиатопливо от поставщиков. Так, по данным ЦРТ, тонна авиакеросина с услугой заправки "в крыло" и НДС в Домодедово подорожала на 1,4 тыс. руб. (до 39,3 тыс. руб.); во Внуково - на 1,5 тыс. руб. (до 39,6 тыс. руб.). В Санкт-Петербурге в аэропорту Пулково цена на керосин увеличилась на 0,6 тыс. руб., до 34,2 руб. за тонну. По сравнению с августом 2011 года топливо подорожало в среднем на 10%.

В ИАЦ "Кортес" считают, что повышение цен на топливо в МАУ "является первым индикатором того, что подорожание затронет региональные аэропорты". Но при этом "рост цен на керосин, заправляемый в крыло в аэропортах европейской части России будет постепенным, поскольку сначала повышается закупочная цена керосина для ТЗК, а затем это отражается на аэропортах". В конце прошлой недели стало известно, что ТЗК екатеринбургского Кольцово (принадлежит ТНК-BP) планирует с 12 сентября повысить цену на авиакеросин с 30,52 тыс. руб. за тонну до 31,82 тыс. руб. Источники "Ъ" отмечают, что "рост цен наблюдается в первую очередь в ТЗК, принадлежащих нефтяникам, которые и задают тон рынку". Представители ЛУКОЙЛа ("ЛУКОЙЛ-аэро" осуществляет реализацию авиационного топлива оптом и "в крыло" в аэропортах России и за ее пределами) пояснили, что подорожанию авиакеросина способствует "рост цен на аналогичную продукцию на западных рынках".

В то же время участники рынка не ожидают возникновения дефицита топлива, который возник в российских аэропортах год назад. Представители Росавиации заявили "Ъ", что ежедневный мониторинг ситуации "свидетельствует о достаточных запасах авиакеросина". По данным Минэнерго, обеспечение авиатопливом крупных аэропортов России, в том числе МАУ, "остается стабильным". Постоянные запасы керосина в аэропортах 18 крупных городов России превышают норму и составляют от 6 до 60 суток. Однако некоторые игроки рынка опасаются, что начало профилактических работ в сентябре-октябре на ряде НПЗ, в том числе на заводах "Газпром нефти" в Москве и ТНК-BP в Рязани, могут негативно отразиться на ситуации.

По материалам Коммерсантъ